Хазария и Орда
Книга должна заинтересовать. Так бывает, когда в ней есть понятные персонажи. Как в книжке по истории конца 80-х было обойтись без угнетённых трудящихся, в данном случае хазар?
А вот этого, скорее всего, не было (с ). Вот продать всех в рабство при финансовых проблемах могли, да и то вряд ли. Проще и потому дешевле на равнине кого-нибудь выловить, чем за этими по камышам гоняться.
Упомянуто, что единственное, что производила Хазария это рыбий жир или что-то подобное. Этого никому не надо много и вряд ли это было дорого. Если вообще забрать всю выручку, доход вряд ли бы был сопоставим с бюджетом (доходами и расходами) Хазарии. Деньги были от торговли. А две группы людей занимали на этой территории две разные экологические ниши (особо даже не встречаясь).
Про евреев тоже замануха. Арабское название, арабские деньги. В таких конфликтах все разбегаются по главным силам. Степные кочевники ушли, остались мусульмане (возможно более веротерпимые) и христиане. Евреи там были. Они вообще везде были, но это не так интересно.
Интересна попытка показать, что такое феодальная раздробленность. При сомнениях, что удастся что-то объяснить обывателю, который (примерная цитата) «никогда не может себе представить реальность, отличную от своей».
Но хоть плотность информации о войнах и набегах друг на друга можно оценить?
Ладно. Проехали. Потому что есть нечто, намного интереснее.
Хазары и купцы отличаются всем кроме судьбы. Милые работающие хазары, освоившие бассейн Волги и живущие в гармони с окружающим миром. И даже сложнодоступный ландшафт защищает их от врагов. Почти идеал жизни почти во все века. Все для обычной жизни у них есть, а на историческую жизнь (со свершениями и приключениями) они не претендуют. Но меняется климат и их нету. Примерно тоже самое происходит с животными, лишившимися условий в привычном ареале.
Купцы – их противоположность. Но меняется окружающая социальная среда и их тоже нет. Первые в чем-то дикие, вторые самые умные того момента. Результат одинаковый.
Монголы самодостаточны в своём ландшафте. Это с одной стороны. А с другой, они организовали пространство для торговли. Вначале идёт армия строят мосты, потом эти же мосты будут использованы для перемещения грузов. Они объединили несколько видов деятельности, повысив устойчивость всей системы.
Фраза из того же путешествия Елюя Чуцая «Храните в трех полях семя, дух и эфир». Проезжая, он видит и монгольских коней и пшеницу (где она растёт) и арбузы в Средней Азии и виноградное вино вдоль всей дороги.
У одной отрасли проблемы, будут деньги с остальных. В той реальности в тот момент монголы, видимо, были первыми, кто до такого додумался.
Возможно, их на это подтолкнули богатства Сибири. Название столицы Каракорум переводится как «чёрные камни». Скорее всего, что чёрный нефрит. Может они его в степи находили. Драгоценность – это что-то вроде денег, платёжное средство. Хочешь молоко на хлеб меняй, хоть найденные камушки.
Такое название понятно купцам. Почти название «Ювелирторг» на лавке.
А потом додумались до объединения разных хозяйств (Китай, Степь. Средняя Азия) и использования всех их товаров.
Они всем предлагают возможность спокойной работы, относительно безопасную (хотя разбойники бегают) доставку товаров на большой (как возникшая страна) рынок сбыта и при малой плате за все это счастье. Потому условия приемлемы. Особенно в сравнении с прочими вариантами.
|