Велосипедные и автомобильные тормоза
Есть такое название «тормозной башмак». Наверное, можно было
притормозить телегу с деревянными колёсами, приложив к ободу колеса подошву
башмака. Это точно лучше, чем деревянный брусок, у подошвы явно больше
трение.
Велосипедные колёса чаще всего тормозятся резиной, которая прижимается к ободу,
хотя самих вариантов велосипедных тормозов много:
https://www.velosiped-info.ru/poleznoe/ustrojstvo-velosipeda/ustroistvo-tormozov-na-velosipede/
Когда велосипедист нажимает на ручку тормоза:
… натягивается общий для этой ручки и тормоза трос:
… и резинки прижимаются к ободу колеса. Синяя стрелка показывает на крепление
тормоза к раме велосипеда. Такой тип тормозов называется «клещевые тормоза». Их
плюсы и минусы по мнению авторов статьи:
Минусы:
сомнительная эффективность
торможения;
постоянные перекосы;
трение колодок об обод без нажатия на
ручку тормоза;
невозможность интегрировать их с
большинством амортизационных вилок;
быстрое загрязнение;
высокая при таких нелестных
характеристиках цена.
Плюсы:
простота конструкции;
простота обслуживания.
Справедливости ради, надо написать, что я не помню проблем с велосипедными
тормозами, а написанное меня заинтересовало только потому, что передние колодки
тормозов я уже меняла 4 раза (задние только один) и да, они периодически
начинают шкрябать о диск, что обычно становится поводом для их замены. Перекашиваются
они там внутри или ослабевает пружина, которая должна их возвращать в
неактивное состояние, не так важно. Важно, что бывает такое с ними.
Разборка велосипедного тормоза показана тут:
https://youtu.be/YblFf5RRYXk
… кроме всего прочего видна та пружина, которая обычно
растягивает колодки в стороны. Её сопротивление приходится преодолевать,
натягивая трос.
А это тормоз V-брейк, или «Ви-брейки»:
Этот тормоз держится за две рымы, что, конечно, намного прочнее крепежа одним
болтом сверху.
Теперь опять про автомобили. Мне надо затормозить вращающееся колесо:
… но городить что-то вокруг колеса с покрышкой и громоздко и неудобно. Значительно проще тормозить
маленькое колесо, жёстко закрепленное к основному, а результат будет тот же. Синее
это вращающаяся часть, к которой цепляется диск колеса (серое) с покрышкой
(коричневое):
А теперь у меня колесо цепляется к этакой «катушке» из двух вращающихся синих
дисков:
Внутренний диск этой «катушки» я и буду
тормозить колодками как в велосипеде:
Осталось прицепить к невращающейся части колеса (малиновое) крепёж этих
колодок. И тут есть небольшая проблема. Цепляться это все будет одним крепежом
сбоку:
… потому больше всего это похоже на велосипедные клещевые тормоза, а это
потенциально непрочная вещь с полным набором известных проблем.
Потому крепёж этот, называемый «суппорт» в реальности производит впечатление
размерами и прочностью:
Диск, о который трутся колодки, называется тормозным диском. Про замену того и
другого можно посмотреть тут:
https://www.youtube.com/watch?v=1xzK8drlZeI
Можно сказать, что колодки сжимает примерно такой же общий
трос как и на велосипеде. Совсем так это для ручного тормоза. Там просто трос,
который может ослабнуть и который можно подтянуть со стороны ручки тормоза:
https://www.youtube.com/watch?v=Ph9roBRagSA
Задний тормоз устроен иначе:
В нём изогнутые колодки трутся внутри. Так что и для автомобильных тормозов
возможны варианты.
Фантазии на тему изготовления дисков и колодок были тут:
https://akostina76.ucoz.ru/blog/2021-04-07-7019
Сейчас могу добавить, что если диаметр диска будет чуть
меньше, то чуть уменьшится площадь трущейся поверхности, что, скорее всего, несущественно. А дырки
по ободу явно предназначены для охлаждения, потому они нужны. Но если их
сделать дрелью дома, то может эффект и лучше будет. В неаккуратных дырках будут
возникать турбулентные потоки воздуха, улучшая охлаждение (может и не шутка))).
|