Фокусные группы и деньги
Иногда довольно сложно понять, что происходит. Есть свои ощущения. Есть цифры статистики. Много чего ещё есть. А есть ещё фокусные группы, за которыми наблюдают. Качество получаемой при таком наблюдении информации близко к личным ощущениям. Это те же ощущения, но полученные при активном поиске информации, а не от случайного знакомства с ней.
Возвращаюсь к этой цитате:
https://alex-rozoff.livejournal.com/798405.html
Заметим, что капитал (независимо от прилагательных типа "культурный" или "социальный"), это о деньгах и контроле над деньгами, и о конвертации всего - в деньги. Ни о чем другом. Того, что не покупается/продается за деньги - для капитализма просто не существует, в этом весь смысл.
Я вчера написала про довольно странное мировоззрение и про то, что пихать это в экономическую теорию, наверное, не стоит. Но ведь это явно из серии «что вижу – о том пою». Есть экономика. Но есть и социум. В нем тоже что-то происходит.
Делать по поведению одного человека выводы обо всех остальных, неправильно со всех мыслимых точек зрения. Использование информации о поведении фокус групп и информации из серии «а вот был ещё такой случай» это как раз то самое формально неправильное действие. Но иногда везёт и «случайно угаданный ответ» совпадает с реальностью.
Поведение случайного человека, как и поведение социума, это реакция на то, что происходит (с экономикой, социумом и т.д). Картинку происходящего в экономике могут показать цифры. Ни и люди её могут показать.
Рассуждения о важности денег, наверное, удивили бы Адама Смита. А вот Раскольников, притащивший в заклад какую-то фамильную драгоценность, понял бы. Как и уже помянутый мелкий вор, что-то у кого-то стащивший, и которому теперь надо сделать из этого деньги. Есть много ситуаций, в которых появляется такое отношение к деньгам. Они все плохие. А цитата, которая - результат наблюдения за кем-то, ещё один индикатор происходящего.
Добавлю ещё пару наблюдений.
Первое. Пожар в «Зимней вишне». Некто Востриков в нем теряет жену и троих детей. Получает на всех компенсацию и уезжает отдыхать к теплому морю. Не было бы счастья, но несчастье помогло. Вот такое счастье. Для одного живого и для четверых отмучившихся. Имеющихся в пространстве ресурсов хватило только на счастье одного. Да и то потребовалась уникальная ситуация, когда за трупы родственников хорошо заплатили. Разбились бы на машине – были бы только расходы на похороны.
Второе. Рязанский водитель, который попал в Москве под машину Ефремова. На эту компанию тоже долго смотрели. И в голову приходила мысль, что самое лучшее, что мог сделать этот водитель – принести в дом большие гробовые. Семье он не нужен, он жил и работал в Москве. Нужны его деньги. Естественным путем он бы столько никогда не заработал, а если бы был живым, пришлось бы ещё и его кормить (уменьшение суммы).
Оба эпизода про то самое, про то, как все становится деньгами. И ценно настолько, насколько возможна трансформация в деньги. И даже родственников можно в деньги трансформировать. В результате именно такого варианта всё у всех хорошо. И у живых и у мертвых.
Во время перестройки, после двадцати лет застоя, главной и желаемой ценностью была гласность. Если долго формировать потребность, ей можно сформировать. Люди достаточно пластичны, когда что-то происходит десятки лет. Мне кажется, что деньги это такая гласность нынешнего переходного момента. Потребность в них 30 формировали, недокармливая рязанских водителей, едущих в Москву на заработки. Или ещё что-то с людьми. Так ведут себя не только реально голодные. Скорее можно вспомнить о том, что зарплата – не эластичный расход. Люди не склонны соглашаться со снижением доходов. Компенсировать пытаются по-разному.
Кто-то скажет «Я не такой». И может даже не соврёт. Но таких много. Очень много тех, кому надо только показать деньги и они за них отдадут все и всех. Никто же так подробно все не расписывает. Формулируемся все иначе, а по факту получается именно это.
Автор описывает иностранную реальность и тоже делит людей на три группы. Холодно зафиксирую, что и у нас к деньгам… есть гипертрофированный интерес. А чем измерять уровень накала, неизвестно.
В качестве примера наименее обеспеченного сойдёт погибший в Москве рязанский водитель. Разве что добавлю, что люди разные. Такие есть, но есть и те, кто выбрал какой-то другой жизненный путь.
Что касается коррупции сверху, то вспомню появившиеся обязательные для всего города квитанции на оплату кого-то капитального ремонта. Кого-то в городе посадили кормиться и всех обязали его кормить. А все мои эксперименты с электричеством отчасти вызваны ценой подключения к нему. Из всех утюгов сообщили, что это за 500 рублей, т.е за счет города. Кроме договора на 500 рублей была ещё цена проекта за 50 т.р. И никак иначе. Тоже кто-то кого-то посадил кормиться. И он кормился. Может, до сих пор кормится. Наша реальность не стерильна. Такое тоже есть. Но лично я уже очень много сделала, чтобы показать, как обойти хотя бы эту прожорливую компанию. Жить, так или иначе, можно. Где-то заплатив, а где-то тоже пройдя «под радарами».
Что касается среднего ворья. Тоже бывает. Попытки были все десятые годы. Сверху ходили вокруг фондов (пенсионного и т.д).
В городе такое было:
http://akostina76.ucoz.ru/blog/2018-08-01-5261
С этим бороться сложно, но можно. И по мере сил борются. Так что, распадающейся реальности тут точно нет. Есть попытки бывших управленцев уйти с деньгами. Часть пресекается. По результатам моих наблюдений так.
В прошлом тексте из наблюдений следовали предположения о поведении цифр. Но цифры не подтвердили ощущение какого-то упадка.
А теперь ещё немного цифр. Мне просто лень что-то выбирать и считать. В базе у меня есть несколько параметров, которые считаются не только в рублях, но и в долларах. Если жить в стране, то доллары не имеют значения. Не зря все чаще вместо ВВП в долларах считают ВВП ППС. Сумма в долларах по курсу означает способность что-то делать за рубежом (хотя бы покупать). Сумма доходов бюджетов субъектов РФ в долларах выглядит так:
Постепенный рост все нулевые. Начало спада в 2013. В 2022 мы догнали себя же 2008-го года, но не догнали рекорд 2012 года. Именно эта картинка совпадает с моим ощущением упадка в десятые годы. Доходы бюджета это налоги на недвижимость, прибыль и зарплату (включая большую). Могу предположить, что доходы самой богатой части менялись примерно также.
Но остальных, т.е не богатых, намного ,больше. И их формировали события последних 30 лет. Уровень безработицы (от Всемирного банка, США и Европа для сравнения ощущений):
Очень неоднозначные цифры. За 2022 год по России просто информации нету. А лично я официально не работала с 2001 по 2005 год. Могу сказать, что о безработице хотя бы говорили в 1998-1999 годах. Мол, ситуация улучшится и людей опять начнут нанимать. В другие годы тема не всплывала. Из-за ковида был всплеск в 2020 году.
В Москве он ещё не был преодолен в 2022 году:
Наших безработных можно назвать дауншифтерами. Все такие соответствия под вопросом. Это не хуже остальных. Официальных безработных (которые на учете, которым платят и которые ищут работу) намного меньше. А это люди, которые решают проблему обеспечения себя как-то иначе. Те, кто собираются найти работу, тоже есть. Тут все вместе. Но их всех меньше, чем в зоне евро, например. А с 2015 по 2019 год было больше, чем в США.
Выводов из этого никаких. Просто графики, которые могут иметь отношение к ответу на вопрос «Почему?».
|