Уютное небо
В самолёте довольно большая проблема с навигацией. С GPS-ом её нет, но проблему решили уже и до его появления.
При хорошей видимости сверху видно землю. Понятно, где взлетел и куда летишь. Потому известно, какие вокруг есть реки, моря и озёра. По ним можно ориентироваться, но всего этого мало. И видно это с небольшого расстояния. Потому все пространство утыкано авиационными радиомаяками.
Сразу надо оговориться, что пока насчитала у самолёта 5 радиочастот, с которыми он работает. Один из приемников можно настраивать на частоту какого-то из маяков этой сплошной сети маяков в пространстве. Если маяк с такой частотой вокруг есть, то стрелка одного из приборов покажет направление на этот маяк. Пусть какой-то маяк находится справа по курсу. Его не видно, но поскольку известно, где он находится, он становится новым «озером», по положению которого можно ориентироваться. Можно переключиться на другую частоту и узнать, в какой стороне находится другой маяк. На самом деле двух этих направлений достаточно, чтобы точно определить свои координаты. Но можно и не точно. Можно знать, какой между ними должен быть угол, когда первый строго справа и по отличию угла от желаемого определить насколько унесло вправо или влево от нужного маршрута. Этой системы достаточно для навигации.
Есть ещё такая штука как полётные маршруты. Это список из строк: «Лететь 1 час в направлении X, лететь 30 минут в направлении Y». Насколько поняла, маршруты проходят от одного маяка к другому. Т.е вначале лететь час к маяку с частотой X1 KГц. Примерно через час следующий маяк (с частотой Y1 КГц) должен появиться по направлению Y. Как только он появился на этом направлении, пора поворачивать в его сторону.
Возле аэродрома всегда есть маяк типа тех, которые описаны выше. Т.е если нужен аэродром, можно найти его маяк и лететь в его сторону.
У самолета есть ещё 4 частоты. Это для общения с аэропортом. Если маяки на территории работают на частотах в КГц (средние и длинные, потому далеко слышные), то при общении с диспетчерами и аппаратурой аэропорта используются частоты порядка 100 МГц. Это короткие волны, возле аэропорта их слышно. Все оставшиеся 4 частоты такие.
Буквально только что разобралась с посадкой по маякам. Правильность посадки контролируется двумя приборами. Первый показывает высоко, правильно или низко летит самолёт при посадке. Второй – контролирует курс (чтобы поперёк полосы не сесть). Насколько поняла, эти приборы используют две так называемые резервные частоты приемников/передатчиков.
В самолёте два приёмника/передатчика. У каждого настраиваются основная и резервная частота. В итоге получаются те самые 4 частоты. Кнопками можно переключать основную и резервную. Приборы для захода на посадку работают только если оба приемника переключены на резервную частоту. Основная частота, так понимаю, используется для общения с диспетчером.
Про то, что не надо звонить и спрашивать «Где я лечу?», наверное, уже понятно. Даже если лететь не по маршруту, а по прямой, по направлениям на маяки можно понять, где находишься.
Диспетчер не сможет проконтролировать посадку (выше / ниже). Не его это работа. Наверное, на всех аэродромах они есть (кроме совсем заброшенных). Наверное, он может отменить посадку. Мало ли что может случиться? Может они прямо сейчас что-то ремонтируют?
Система довольно уютная. В одном из роликов есть слова о том, что в детстве ловил сигналы этих маяков и думал, что это такое. Некоторые проблемы возникают из-за того, что я уже не ловила. В совсем детстве было что-то на кухне с одной программой. Потом был только телевизор. Потом появилось радио, но уже в телефоне. Единственный средневолновый приемник, на который я что ловила – из электрического конструктора. Всей этой информации и волнах и её типах в средней голове уже нет. В телефоне не пишут «нет антенны». Там пишут «Подключите наушники». Частоты радиостанций там есть, но даже это не совсем осознаётся. Тем более, никто не интересуется единицей измерения (МГц, КГц). Для меня только сейчас все это перестало быть пустыми словами из-за игр с электрикой. Но перестало. Уже случилось. Потому не пугают меня эти 5 частот и не требуют службы поддержки вместо всего этого. Так что все там довольно толково организовано. И не сложно. И технически и для понимания.
|