Как сказал Чингисхан «Сила китайской стены велика настолько, насколько велика храбрость тех, кто обороняет её».
Я по поводу солдат, которые должны воевать за пятерых отсюда:
http://top.rbc.ru/politics/21/12/2013/896157.shtml
Никакое модернизированное оружие не поможет армии, в которой кадры до министра обороны включительно выбираются по принципу сдержек и противовесов (в данном случае чтобы противовесить силу самой армии и тех, кто в ней служит). А сколько таких, трудоустроенных в средний и высший командный состав по результатам административных, кадровых и финансовых компромиссных решений (чтобы никому не обидно было).
Тут даже о суммарной храбрости говорить не придётся при такой разношёрстной и разнонаправленной системе. Из суммарной храбрости придётся вычисть затраты на противодействие формально своим или, в лучше случае, на преодоление их инерции, нерешительности, страха.
Армия, в которой один солдат способен драться за пятерых собирается, например, так:
«Шаньюй Тумань имел двух сыновей от разных жен. Для того чтобы обеспечить престол любимому младшему сыну, он решил пожертвовать старшим – Модэ и отдал его в заложники юэчжам. Напав на последних, Тумань надеялся, что они убьют его сына. Но Модэ оказался человеком решительным. Ему удалось похитить у юэчжей коня и вернуться к отцу, о предательстве которого он, конечно, знал. Тумань, искренне восхищенный удалью Модэ, не только не убил его, но дал ему в управление тюмень, т.е. 10000 семейств. Модэ немедленно начал обучать военному делу свою конницу и научил ее пользоваться стрелой, издававшей при полете свист. Он приказал всем пускать стрелы лишь вслед за его свистящей стрелой; невыполнение этого приказа каралось смертной казнью. Чтобы проверить дисциплинированность своих воинов, Модэ пустил свистящую стрелу в своего аргамака и не выстрелившим в великолепного коня приказал отрубить головы. Через некоторое время Модэ выстрелил в свою красавицу-жену. Некоторые из приближенных в ужасе опустили луки, не находя в себе сил стрелять в беззащитную молодую женщину. Им немедленно были отрублены головы. После этого Модэ на охоте направил стрелу в аргамака своего отца, и не было ни одного уклонившегося. Увидев, что воины подготовлены достаточно, Модэ, следуя за отцом на охоту, пустил стрелу в него, и шаньюй Тумань в ту же минуту превратился в ежа – так утыкали его стрелы. Воспользовавшись замешательством, Модэ покончил с мачехой, братом и старейшинами, не захотевшими повиноваться отцеубийце и узурпатору, и объявил себя шаньюем (209 г. до н.э.).» «История народа хунну» Л.Гумилев
В неё людей подбирают, селекцию безжалостно проводят. А уж какие у них «луки» в руках – вопрос, может, не десятый, но и не первый. Но дело то не в армии, способной драться за пятерых, а в освоении бюджета, выделенного на закупку вооружения. Отсюда и мировоззрение, которое никогда никого не спасало, зато в мирное время позволяло неплохо жить.
|