Образование
В книге Каверина «Два капитана» есть интересный отрывок про эксперименты с образованием сразу после революции:
С утра мы ездили в пекарню за хлебом, потом занимались. Считалось, что мы в первой группе, хотя по возрасту кое—кому пора уже было учиться в шестой. Старенькая преподавательница Серафима Петровна, приходившая в школу с дорожным мешком за плечами, учила нас… Право, мне даже трудно объяснить, чему она нас учила.
Помнится, мы проходили утку. Это были сразу три урока: география, естествознание и русский. На уроке естествознания утка изучалась как утка какие у нее крылышки, какие лапки, как она плавает и так далее. На уроке географии та же утка изучалась как житель земного шара: нужно было на карте показать, где она живет и где ее нет. На русском Серафима Петровна учила нас писать «у—т—к—а» и читала что—нибудь об утках из Брема. Мимоходом она сообщала нам, что по—немецки утка так—то, а по—французски так—то. Кажется, это называлось тогда «комплексным методом». В общем, все выходило «мимоходом».
… Вспомнила это, когда занималась электрикой и определила конденсатор как таймер. В школе про него говорили как про средство накопления электричества. Мать кто-то вспоминала про наматывание слоёв, т.е про то, как конденсаторы делали самостоятельно. А это и есть тот самый взгляд на предмет с разных точек зрения. Меня интересовало, как его можно использовать. В школе его пытались запихнуть в общую картину объяснения. Мать вспоминала о том, из чего его делали, т.е о том, как можно произвести данное изделие.
Я, естественно не призываю к использованию описанного «комплексного метода». Я просто хочу сказать, что новая ситуация тогда требовала и новых знаний у людей и нового механизма образования. Потому вполне естественно, что в новых условиях была куча экспериментов.
У нас сейчас опять новая ситуация. Пока, впрочем, большой вопрос каких знаний она требует и как это всё преподавать. Но ведь так всегда бывает. Никто бы не экспериментировал если уже сразу знал как надо.
И ещё. В фильме «Орлёнок» хоть и вскользь, но показано обучение детей в партизанском отряде:
https://www.youtube.com/watch?v=tXlFh11rnrg
… Т.е война войной. Но война не повод лишать социум тех благ, которые были до войны. Более того, эти блага сохраняются в лесу, на болоте, в палатках при кострах. Сохраняется чтобы потом вернуться домой и заниматься тем же самым там, где это привычно. Это и есть обустройство быта в тех условиях которые увы есть. И именно такой социум побеждает, хотя он в палатках, а те, которые под немцами в условиях вроде бы привычного формального комфорта.
Если это можно сохранять в лесу, то что за проблемы могут быть в условиях когда даже в лес никого не загнали? Вопрос в желании сохранить своё, а условия сейчас почти тепличные.
|