Фалин, 90 лет
Отсюда:
http://politikus.ru/articles/73760-valentin-falin-gorbachev-pobedil-nas-iznutri.html
3 апреля 2016 года Валентину Фалину исполняется 90 лет.
… С праздничком, хоть и с опозданием. У меня тут то генератор то парник…
– В 1970-х годах американцы заставляли руководство ФРГ разместить на своей территории ракетные системы «Першинг», как орудие первого ракетного удара против «советской угрозы». В случае размещения «першинги» были бы нацелены прямо на родственную западным немцам ГДР. Канцлер ФРГ Гельмут Шмидт, который не желал гибели соотечественников и вообще был намерен предотвратить катастрофу, предлагал Советскому Союзу следующий вариант решения этой проблемы. В то время в советских группах войск, дислоцированных в Восточной Европе, были размещены наши ракеты класса «СС-4» и «СС-5». Шмидт предложил: пусть Москва меняет эти ракеты на более новые системы класса «Пионер» (иначе «СС-20»), с условием, что на «пионерах» не будет большего числа боеголовок, чем на предыдущих ракетных системах. Шмидт как федеральный канцлер ФРГ сделает нажим на Вашингтон, и тогда американцы не решатся размещать «першинги».
Я доложил Громыко об американских планах в ФРГ и изложил предложения Шмидта по этому поводу. Андрей Андреевич, выслушав меня, сказал что-то вроде того, что «старый мошенник Шмидт предлагает Москве через Фалина менять советские ракеты на воздух». «Вот когда американцы разместят эти «першинги» в ФРГ, тогда и будем разговаривать!» – закончил Громыко. Я ответил: «Когда разместят, будет поздно». Громыко: «Слова «поздно» в политике не бывает!»
… Не поняла, это что придурь такая, что ли? Понятно, что это была попытка дешёвого кидалова, интересного исключительно простотой конструкции (наглость – второе счастье). Так делать нельзя, Горбачёв думал иначе, кто ещё думал иначе не важно, проехали. Под честное слово Шмидта… за обещание надавить… Передал предложение и молодец. Кто-то и это делать должен, работа такая.
К исходу правления Брежнева резервы, рассчитанные на подъём советской экономики и на улучшение социальной политики в СССР, были сокращены почти на пятьдесят процентов. Начался кризис, разросшийся к середине 1980-х до такой степени, что наша страна оказалась на грани пропасти. Причина тому – слова Андрея Громыко о том, что «поздно в политике не бывает».
… В политике не бывает поздно потому, что политика это что-то вроде площадки, где учатся водить машину. На ней можно ездить как угодно, хоть по диагонали. Вот и толкутся люди на этом «пяточке» перемещаясь на минимальные расстояния. Разместят – завтра обратно увезут. Это как покрышку на той самой площадке объехать. Тут всё близко. Аналогия дурацкая, другой нет. Но политика – не административная система, где можно опоздать. В административной системе может быть приказ написать доклад к 1 января. А на уровне политики я могу заменить это на 1 февраля и не будет опоздания.
Есть ещё одна «вышестоящая» конструкция. МИД – не единственная структура страны. Пусть возникла проблема, пусть даже допущена ошибка. Но дальше тоже есть «руль». Препятствие можно объезжать как угодно и с какой угодно стороны.
Вопрос в том, почему «руль» развернул систему у этом направлении, вызвал эти действия при том, что возможных вариантов реакции на происходящее было сколько угодно, включая дешёвые.
Ответ, думаю, тут:
Рядовые члены ЦК говорили между собой: в СССР правит не Брежнев, а наша доморощенная «банда четырёх». В эту «банду» входили: председатель КГБ СССР Юрий Андропов, министр обороны СССР Дмитрий Устинов, главный идеолог КПСС Михаил Суслов и министр иностранных дел СССР Андрей Громыко. Называя этих людей «бандой четырёх», коллеги были правы. Эта четвёрка по своим сусекам и растащила всю власть в нашей стране. Вот тогда-то, в сущности, и начались упадок и агония Советского Союза.
… Понятны интересы и познания Устинова. Но в этой компании нет никого, что мог бы тянуть ресурс на хотя бы гражданское производство. Чисто по должности на эту роль годился разве что Суслов, по прочим параметрам не знаю. В 1953 году Микоян отбирал у Берия деньги под конкретный проект. Ему было надо развивать сельское хозяйство, он хотел и делал то, что соответствовало его представлениям. Не знаю, было ли что-то на эту тему у Косыгина. У четырёх, видимо, не было. А то, что было… завязло бы в тихом конфликте Суслова и Андропова. Вылезать с чем-то – рисковать что они оба в тебе конкурента увидят. Это – моё предположение. Факт – то, что ни предложений ни идей потому ситуация поползла в тут строну, куда мог тянуть единственный лоббист – производственник.
Реакция на действия американцев глупая. Никто не заставляет делать то же, что делают американцы. Вторая причина, которая поволокла ситуацию в сторону тупого копирования – ничем не сдерживаемый ведомственный лоббизм. Первая не знаю. Я не понимаю почему надо делать то же самое при множестве других достаточно эффективных средств. Откуда это стремление? Если не ошибаюсь СОИ, на которую тоже какими-то большими тратами реагировали, то ли была в принципе технически не реализуема то ли вообще существовала только на бумаге. Т.е это был чистый блеф. Его цель – вызвать какие-то бессмысленные траты.
Ситуация поехала в эту сторону, но это никак не означает того, что иначе быть не могло. Это – всё так же площадка, на которой непреодолимые препятствия – брошенные покрышки а не бетонные стены. Не получилось, но ничего жёстко предопределённого тут не было. Зато явно была несбалансированная система, которая начала двигаться туда, куда у ней был крен.
|