Использование газа
Я тут недавно бодро сообщила, что материаловедение как раздел физики естественно переходит в изучение горючих веществ. Так вот: не переходит. Там как раз граница между физикой и химией, которую повели так: твёрдое с прочностью и упругостью это физика, а горючее, взрывающееся и даже нагревающееся это химия.
Как следствие подобные свойства газа мне мало известны.
Из найденного только что:
https://www.forumhouse.ru/articles/engineering-systems/5969
У меня дом площадью 145 кв.м, фундамент – УШП, отопление тёплыми полами плюс горячее водоснабжение. Котёл включал два раза в сутки, на 2-3 часа. Баллоны 50 л заправлены по 20 кг. Температура в доме была выставлена на 23°C. Затраты в месяц следующие:
Ноябрь – ушло 4 баллона. Температура на улице +5-0°C.
Декабрь – ушло 10 баллонов. Температура на улице -10 -27°C.
Январь - ушло 8 баллонов. Температура на улице -5 - 20°C.
Февраль – ушло 7 баллонов. Температура на улице -5 -15°C.
Март – ушло 6 баллонов. Температура на улице -5 +5°C.
Один баллон весит все те же нелюбимые мной 50 кг:
http://propan24.ru/articles/ballony-propana-ves-davlenie-obyom
… но можно взять 27 литров, который весит 26 кг. Ни то чтобы лёгкий, но если каждый день кататься на работу мимо заправки то не обременительно ни для машины ни для человека. Хотя конечно тот ещё вариант… но и ни к такому привыкают.
Про заправку автомобиля:
http://www.nkj.ru/archive/articles/24075/
Жидкий пропан-бутан:
Пропан-бутановая смесь хорошо знакома туристам и дачникам: именно её заправляют в бытовые газовые баллоны. Она же составляет основную долю газа, который впустую сгорает в факелах нефтедобывающих и перерабатывающих предприятий. Пропорциональный состав топливной пропан-бутановой смеси может различаться. Дело не столько в исходном составе нефтяного газа, сколько в температурных свойствах получаемого горючего. Как моторное топливо чистый бутан (С4Н10) хорош во всех отношениях, кроме того, что он переходит в жидкое состояние уже при 0,5°С при атмосферном давлении. Поэтому к нему добавляют менее калорийный, но более холодостойкий пропан (С2Н8) с температурой кипения –43°С. Соотношение этих газов в смеси задаёт нижний температурный предел применения топлива, которое по этой же самой причине бывает «летним» и «зимним»….
Давление внутри баллона прежде всего зависит от температуры окружающей среды. При отрицательных температурах оно падает ниже одной атмосферы, но даже этого достаточно для поддержания работоспособности системы. Зато с потеплением оно быстро растёт. При 20°C давление в баллоне составляет уже 3—4 атмосферы, а при 50°C достигает 15—16 атмосфер
А это значит, что при перегреве в жаркий полдень на южном солнцепёке тёмный автомобиль с баллоном сжиженного газа на борту… Нет, не взорвётся, как в голливудском боевике, а начнёт сбрасывать излишки пропан-бутана в атмосферу
… Но жара – не наша проблема, потому что у нас холодно.
Метан:
Иные принципы лежат в основе работы газобаллонного оборудования для машин, потребляющих в качестве топлива природный газ, в обиходе обычно именуемый метаном по своему основному компоненту. Это тот же газ, что подаётся по трубам в городские квартиры.
превратить этот газ в жидкость для использования в автомобиле невероятно сложно. В последнее десятилетие активно велись работы по созданию так называемых криогенных баков, позволяющих хранить в автомобиле сжиженный метан при температурах –150°С и ниже и давлении до 6 атмосфер. Были созданы опытные образцы транспорта и заправок под этот вариант топлива. Но пока практического распространения эта технология не получила.
… Сжиженный газ сжимается в 600 раз, т.е в таком «холодильнике» действительно очень много горючего.
А потому в подавляющем большинстве случаев для использования в качестве моторного топлива метан просто сжимают, доводя давление в баллоне до 200 атмосфер. Как следствие, прочность и соответственно масса такого баллона должны быть заметно выше, чем для пропанового. Да и помещается в одинаковом объёме сжатого газа существенно меньше, чем сжиженного (в пересчёте на моли). А это — уменьшение автономности автомобиля. Другой минус — цена. Существенно больший запас прочности, заложенный в метановое оборудование, оборачивается тем, что цена комплекта на автомобиль оказывается почти в десять раз выше аналогичной по классу пропановой аппаратуры.
Метановые баллоны бывают трёх типоразмеров, из которых в легковом автомобиле можно разместить только самые маленькие, объёмом 33 л. Но для того, чтобы обеспечить гарантированную дальность хода в триста километров, таких баллонов нужно пять, суммарной массой 150 кг. Понятное дело, что в компактной городской малолитражке возить постоянно такой груз вместо полезного багажа смысла нет. Поэтому есть резон переводить на метан лишь большие автомобили. Прежде всего, грузовики и автобусы.
Насколько я поняла, общественный (т.е крупный) транспорт Сахалина перешёл именно на метан:
http://astv.ru/news/politics/na-sahaline-poyavyatsya-stantsii-dlya-zapravki-transporta-prirodnim-gazom
При использовании природного газа значительно снижаются вредные выбросы в атмосферу, благодаря этому улучшится экология региона. Современные газовые баллоны из композитных материалов обеспечивают безопасность использования газомоторного топлива. Согласно классификации МЧС России, природному газу присвоен четвертый (самый безопасный) класс чувствительности, в то время как у бензина – третий, а у пропан-бутана – второй.
… просто методом исключения.
Не скажу, чтобы меня восхищало то, что в баке находится что-то сжатое в дикое количество раз. С другой стороны в двигателе, о ужас, постоянно взрывается топливо… И ничего. Потому возможно это что-то чисто психологическое. Возможность использования одного продукта и для отопления и для поездок со всех сторон, конечно, хороша.
Ещё раз напомню это:
http://www.irls.narod.ru/auto/ok06.htm
Но "высший писк" - это возможность оперативно регулировать угол опережения зажигания, подстраивая его под залитый бензин и условия эксплуатации любимого "железного коня". Устройства, выполняющие указанную операцию, называются октан-корректорами. Как оказалось, описанные ранее в журнале [1-5] блоки импульсного плазменного зажигания не только улучшают сгорание топлива и способствуют его заметной экономии, но и сравнительно просто позволяют встроить октан-корректор. Для того чтобы проще было объяснять принцип его работы, приведем схему блока зажигания (рис.2) из[1].
… далее там страшная (для меня я не для профессионалов) электрическая схема этого корректора, позволяющего осуществлять настройку.
Мой интерес к Жигулям вызван тем, что в них раскрутить можно всё. И прикрутить к ним можно всё. Хотя при достаточном желании и из иномарки, наверное, этакий «гибрид» можно сделать. Если по простому, то метан с оборудованием хоть сколько-нибудь средний человек не потянет по деньгам, а машина его не потянет вес метана с оборудованием. Я понимаю, что пальцы веером, сопли пузырями, но 10 лохов продажи не сделают. Но платежеспособность отдельно, и если кто-то хочет хотя бы приучить людей к газу, альтернативы массовому пропан-бутану нет. Метан может быть вторым шагом, но не первым. И на первый-то ещё надо решиться. Значит надо что-то простое и серийное, в сервисах, которые гарантируют качество. Без этого мало того, что непонятно зачем, так ещё и боязно. Если этого не будет придётся крутиться возле муниципальных автобусов, что тоже конечно хорошо, но это только один сегмент рынка, «свой мир».
Про отопление домов тоже интересно. Понятно, что в идеале лучше вообще уйти от труб. Но идеал, увы, недостижим. Зато обилие моря вокруг даёт возможность для водного, т.е самого дешевого, хоть и самого медленного (что не страшно) пути транспортировки сжиженного газа. Море работает полгода, т. е. некий аналог «северного завоза» обеспечить можно. Это, конечно, в порядке бреда, но можно наверное выбрать несколько наиболее удобных точек, от которых уже разводить трубы. Расстояние всяко меньше, чем от скважины на Сахалине.
Сразу скажу, что на данную мысль меня натолкнула Долина Гейзеров, доступная только на вертолёте. Изучение карты навело на мысль, что жизнь там в основном вдоль речки, а по бокам (к берегам) дороги не пробиты просто потому что например горы, через которые сложно прокалывать что угодно (хоть дорогу хоть газопровод). Естественный вопрос: а если туда с моря добираться? Повторюсь: не знаю я что там с всевозможной инфраструктурой, но сжиженный газ это ведь метод борьбы с её отсутствием. А так если посмотреть, куда народ намерен селиться, то можно понять, где потребуется «порт», принимающий газ. А там хоть машинами, хоть трубами если не далеко.
|