Развитие
Из «Шебаршин Леонид Рука Москвы - записки начальника советской разведки»:
В последние дни апреля вызван на беседу к секретарю парткома КГБ Гению Евгеньевичу Агееву. Разговор идет обычным чередом, на стандартные вопросы даются стандартные ответы. Это ритуал, соблюдаемый обеими сторонами.
"А в театр вы ходите?" - спрашивает Агеев. Это тоже часть ритуала. Кто-то из высокого начальства когда-то установил, что каждый культурный человек обязательно ходит в театр, а сотрудник КГБ должен быть культурным.
… Это первый «осколок» информации которой у меня по понятным причинам довольно мало.
Второе даже процитировать не смогу. Краем уха слушала примерно такое: Техника заставляет человека развиваться. Это было хорошо видно в войну.
Третий источник «Водители» Рыбакова. Ни то чтобы там это формулировалось, но видно же что люди у машин т хороший водитель понимает как оно там внутри устроено.
Когда рабочий занимается низко-квалифицированным трудом ему достаточно объяснить что и в какой последовательности он должен крутить. Цеховой ИТР потрясающе сообразителен когда дело касается его цеха. Все ситуации типа «нет материалов», «сломался станок» и все прочее включая комбинации и мелкое жульничество он придумывает мгновенно. Проблема только в том, что весь цех для него такой большой станок в котором всё известно и редко трансформируется. Можно ли назвать процесс принятия решения мышлением? Наверное можно, но можно при желании обойтись и без него. Комбинаций возможных событий много но не бесконечно. С опытом и стажем можно просто выучить что в каком случае надо делать.
А что делать в ситуации когда работа требует мышления? Когда возникающие ситуации это даже не новый станок, инструкцию по работе с которым можно взять с такой-то полки (и прочитать) а нечто новое что надо понять? И ещё есть многое, что надо понять. Как минимум опасно это новое ли нет.
Схем нет. Есть потребность в мышлении, в умении делать выводы охватив взглядом довольно большое количество фактов и прочей информации. Называть это можно как угодно. Хоть «культурой» как в цитате. Такие вещи хоть память тренируют. А если всерьёз этим заниматься то и причинно-следственные связи можно заметить и вообще много интересного в логике развития.
Зачем нужна вся эта ерунда?
Шебаршин становится руководителем внешней разведки в 1989 году. В январе. Как раз выборы идут. Есть простая схема в которой картерный рост это хорошо. Есть правда ещё ситуация, в которой картерный рост означает возможность стать Фунтом который будет сидеть за всех. К примитивным карьерным соображениям прибавляется несколько более благородное желание сохранить то что есть сейчас и в как-то в этом жить.
А вот понимания стадии процесса, того что есть начало, а есть конец, нет. У меня его в 1989 году тоже нет, но мне ещё можно.
И вот такие непонимания могут быть смертельно опасны. Не знаю насколько от этого непонимания помогает театр но что-то должно быть иначе просто смерть.
Есть общее осознание что нужно что-то большее. В голове должна быть картина мира адекватного масштаба. Иначе будет «Небоскрёбы, небоскрёбы, а я меленький такой» при любых понтах на показ. И с закономерным результатом – следствием несопоставимых масштабов.
Было всё равно на чём тренироваться. Математическая физика – универсальный инструмент. Это выход на свою собственную бесконечность. Лучше так чем никак. Трансформация была выходом с пристреленного окопа, когда враг тебя прекрасно знает и хорошо понимает что от тебя ожидать. И, увы, редко ошибается. Да, это было развитием и как следствие появлением новых возможностей. Но обратное направление означало бы фиксирование себя любимого не в окопе а в конкретной его точке. Вот уж чего совсем не надо делать в такой ситуации.
Какими словами всё это не называй это расширение возможностей хотя бы из-за того что мозг научается работать с необычной информацией или с необычно большим её количеством. Это повышает как минимум живучесть. Именно это более или менее смутно всем понятно. Потому все эти процессы и запустились. Жизнь только при движении в этом направлении. Вот такая экзотическая реальность.
Вообще-то всем полезно. Неквалифицированный труд хотелось бы оставить в прошлом, а под новые задачи часто нужен именно думающей человек.
|