Первая публикация – 1842-й год. От восстания так называемых декабристов, а реально от попытки внешнего вторжения 1825-го года прошло больше 15-ти лет. Но книга именно про это. Очередной возврат к теме.
Не помню когда, наверное, в начале нулевых, пытались соорудить героический эпос из событий 1991-го года. Случайно глянула в телевизор и увидела что-то художественное про те события. Ничего не получилось. И не только потому, что вокруг сплошные живые свидетели. Меньше чем за 10 лет всё настолько протухло, что не вызывало ничего кроме отторжения. Именно отторжение, тошнота, аллергия. При всей, на самом деле. безобидности… содержания таких событий. Тут дело не в событиях и не в их обёртке. Вопрос в том, приняло ли общество то, что случилось потом или нет. Не приняло. Не понравилось. Потому не героического эпоса, ни «маяка» и тёплых как камин воспоминаний.
А есть события, которые остаются сказкой и манящими огнями: https://youtu.be/LdtuNZGjcEU
… к которым раз за разом возвращается как личная, так и коллективная память.
Чтобы так получилось, нужно не только принятие этих давних/недавних событий. Ещё нужна реальная опасность и её преодоление. Только тогда возникает достаточный эмоциональный заряд.
Чичиков приезжает в город, в котором чахлые посаженные деревья не переросли свежепокрашенные подпорки. В котором местная верхушка собирается на бал как мухи. Нет, не поесть. Все пока не так плохо. Себя показать. Но именно мухи.
Именно эта реальность должна отразить внешнее нападение в лице Чичикова. А она это не может.
Вот эта реальность может: https://akostina76.ucoz.ru/blog/2021-09-24-7294
В ней нападающего забьет первый встречный охранник. Табуреткой. Ни только и ии столько потому что он - опытный табуреточный боец. А потому что он не один. Он – социальный слой. Это не армия. Но это осознаваемая общность, ссоздающая большую группу. Металлическая химическая связь довольно необычна. Но её вполне достаточно для прочности кусков металла.
А в городе, в который приехал Чичиков, этого нет. Именно это создаёт реальную опасность. Но он не прошёл. Благодаря ловкости рук.
Проблему, которую Лермонтов указал в предисловии к «Герою нашего времени»: https://akostina76.ucoz.ru/blog/2021-10-16-7321
… Гоголь описывает чуть иначе. Он пишет про то, что слуга Чичикова любит читать. Ему всё равно, что читать. Ему нравится, как из букв получаются слова. Учебник химии читал бы с тем же удовольствием.
Также и читатель может видеть отдельные сюжеты, смеяться, читая шутки. Но он не видит полную композицию, не воспринимает содержание.
Самый простой пример композиции – Ноздрёв, который перехватывает Чичикова, который собирается к Собакевичу. Чем собака обнюхивает новый непонятный предмет? Носом, ноздрями. В качестве подсказки Гоголь пририсовывает щенка. А чтобы не было повода думать, объясняет, что у Ноздрёва был нюх на кутежи.
Этот Ноздрёв явно крутится возле офицеров этаким санитаром леса. Спаивает склонных к выпивке, заманивает играть в карты азартных. Приятель ему нужен чтобы рассказать Чичикову про то, как он неудачлив в карты. Приём, видимо, стандартный. Потенциальная жертва должна клюнуть на неудачливого игрока в надежде на выигрыш.
Это Загорецкий из «Горя от ума» и Зарецкий из «Евгения Онегина». Вот портрет этого зубастого обладателя бакенбард:
Не попадитесь)))
Ноздрёв понимает, что он видит. И дело своё знает. Он захватывает этот явный антиген как и полагается антителу. Но… выпускает его.
А потому что Чичиков - не склонный к азартным играм офицер. Это – проблема другого масштаба.
По дороге к Собакевичу экипаж Чичикова сталкивается с другим экипажем. Картина похожа на столкновение конницы в бою. Тут столкновение двух сил.
Кто же такой Чичиков? Чужой кучер почему-то называет его «нижегородская ворона», А чуть позже (перед описанием поездки к Плюшкину) Гоголь пару абзацев вбивает в мозг мысль о важности таких кличек.
«Ворона» это Воронцов, конечно: https://ru.wikipedia.org/wiki/Воронцов,_Михаил_Семёнович
А Нижний Новгород находится южнее обычного. Тут всё сразу. И просто юг. И Новороссия, про которую я только что прочитала в Википедии. А может и намёк на перенос не столицы, но реальной власти в Таганрог (новая столица).
Чего ещё написать? «Тамбовский мужик» и «старая попадья» вместо «король» и «дама» при игре в карты. Это в самом начале. Тоже намёк на то, что не всё надо воспринимать буквально. Ну и опасения Плюшкина, что от печки пожар будет (эпизод с дворцом в Таганроге) вместе с вороньим гнездом в саду Плюшкина, лихорадочными попытками привести Таганрог в хоть какое-то приличное состояние и фразой Собакевича «У меня пастух живёт лучше, чем этот Плюшкин, а людей он вообще заморил голодом». Надо ли удивляться обилию проданных и купленных мёртвых душ в хозяйстве именно Плюшкина?