Древний анекдот вспомнился. «Товарищ прапорщик, почему Вы пьете?» - «Потому что жидкое. Было бы твёрдое – я бы грыз.». Но ведь это анекдот. Могут быть традиции, но спиваются не от них. И целенаправленно напиваются тоже.
Не знаю, что за фильм. Как обычно переключала. Стоит какой-то тип посредине некой реальности, оглядывается вокруг и говорит «И жизни путь пройдя до половины, я очутился… козёл». Бывает возраст, когда уже хорошо всё понятно и про себя и про ситуацию и про перспективы.
И возникает вопрос «Дальше что?». Внутренний. Без вранья и фальши. Ответ на этот вопрос можно начать заливать. Обилие заливающих – что-то вроде показаний градусника. Вокруг все плохо. Множество людей сидят в том, что им не нравится и выхода из этой ситуации в нормальных условиях не видят.
Но ведь это не единственный выход. Это и не выход. И не вход. А если поискать или хотя бы пофантазировать?
Рассказ какого-то освобождённого заложника вспоминается. Мол, лежишь, смотришь на потолок и понимаешь, что трещины на нем – последнее, что ты видишь в своей жизни. Или, возвращаясь к теме, не последнее и всё-таки есть другие варианты?
Если подвести человека к картине и спросить «Что ты видишь?» он ответит что-нибудь типа «Яблоко, груша, тарелка, поле, дерево». Но можно не спрашивать, можно рассказать, как бы, нарисовав поверх предметов что-то своё. Или даже написав.
Когда я во взрослом состоянии перечитала «Судьбу человека» подивилась тому, как красиво можно интерпретировать… тот самый выход из ситуации. Выход [пауза] 35-летнего [пауза] мужика из типичнейшей ситуации.
Когда социальные настройки заклинены, социум часто ставит условие «Только через мой труп», из-за недостатка воображения вовсе не ожидая ответа «Да, пожалуйста». Война это именно этот ответ на множество разнообразных вопросов.
Как без войны избавиться сразу от всех родственников? Тем более от детей, которые в хоть сколько-нибудь обычных условиях помрут позже. Вот и будешь до смерти жить с этими рожами. Как с неизлечимой болезнью.
Отношения с этими «что в вас взять, сын, дочь, зять» не изменяться: https://www.youtube.com/watch?v=75eCBEHc_O8
… Изменится только возраст персонажей. А война-подарок(!) даёт шанс прожить остаток жизни совсем иначе. Она одной бомбой может забрать всех, кто воспринимается как ошибки молодости. Герой «Судьбы человека» в 40 лет – совершенно свободный для новой жизни и новых отношений человек. Именно это автор рисует, но всему силами замазывает так, чтобы в школе детям преподавать можно было.
Но до новой жизни такому человек далеко. До войны он может только изучать «Трещины на потолке» и думать. Если кабаки и нездоровый образ жизни ещё не отбили эту способность.
Недовольных жизнью сколько угодно. Основная масса помирает недовольными. Кто-то выхода не видит, кто-то и не ищет. Бутыль же рядом. Это я к тому, что самого по себе недовольства недостаточно ни для исторических событий, ни для личного хотя бы выживания в них.
А каковы, действительно, шансы у этого здоровенного мужика средних лет? Которому уже все безразлично. Как раз из-за чёткого понимания перспектив в обычной жизни. Потому, когда на него смотрит немец с автоматом, у него нет ничего кроме праздного любопытства «Выстрелит или нет?». Шанс погибнуть во всем этом у него тоже есть. Он это знает.
А ещё он, в отличие от молодого пленного офицера, взрослый человек. Именно поэтому он не только мгновенно понимает, что надо делать с предателем, но и знает, как это надо делать. Потому по деловому приказывает юноше сесть тому на ноги, когда он будет душить. Надо полагать, бандитизм 20-х снабдил и знаниями и навыками выживания. Т.е шансов у него во всем этом точно больше чем у вчерашнего школьника. И это он тоже… знает. Или хотя бы ощущает.
И все у него получается. Только сердце чуть побаливать начало. Но это пройдёт. Мальчику мать нужна. Хоть бы это станет поводом для нового брака. Да и невест вокруг каких угодно и сколько угодно. Мало того что мужчина… Толковый мужчина. И пьет, надо полагать, меньше «среднего по госпиталю». Он умеет находить другие выходы.
Это – один эпизод. Можно ещё хулигана – детдомовца Александра Матросова вспомнить. Бывает жизнь, из которой выход во всемизвестные покойники тоже не худший. Тоже ведь что-то явно было заклинено. Но вчерашний ребёнок другого выхода не придумал.
Её вспоминается сюжет из «Лезвия бритвы». Главный герой спасает девушку от бандитов, но она ему не нужна «ни стара, ни порчена», просто другая есть. Эта – лишняя. И тоже достаточно взрослая, чтобы понимать и ситуацию и свои перспективы в ней. Уходит на фронт и погибает там. Может и сделав перед смертью что-то неординарно полезное. А может и без этого.
И снайпер Петрова тоже была взрослым человеком. И тоже очень быстро поняла, что из города надо выметаться «хоть тушкой хоть чучелом». До победы не дожила, но стала человеком, о котором я сегодня пишу. А был шанс тихо помереть от голода. Но был выбран другой вариант.
Но ведь многие вернулись. И героями (про прошлое которых вспоминать уже неудобно). И свободными женихами. И мало ли кем ещё, кто либо вышел из личного тупика (из которого без войны было не выйти) либо существенно улучшив свою жизнь.
Люди постарше, которые почему-то думают, что у них есть неплохие шансы в этой опасной ситуации – очень важная группа. Они не инициаторы. Но они не будут мешать. Как в электрической цепи. Чтобы зажглась лампочка, нужно замкнуть несколько ключей. А ещё нужно чтобы никто не перегрыз длинный провод на всем его пути (видя те самые шансы для себя).
Конкретно эти люди интересны своим оптимизмом. Или ситуация так всех заклинила что и война казалась подарком судьбы? Необоснованный оптимизм людям среднего возраста не свойственен. А вот опыт гражданской войны, которая была всего-то 20 лет назад, мог его обосновать.
Но, всё-таки не они инициаторы. Они могут только не упустить свой шанс.
Инициаторы ещё выше. Они не самоубийцы. И им надо знать точно, что будет с ними. За жизнь они не беспокоятся (не тот уровень). Точнее война не добавит в их и так непростую жизнь новых опасностей. Их интересует стабильность своего хорошего положения. Именно для них написана «Мамаша Кураж». Им объясняют, что война торговле не мешает. Всё будет как обычно. Разве что товар чуть другой. Какая разница? Вот когда такие люди поймут свои перспективы и увидят, что у них все будет хорошо, процессы поёдут. И ими воспользуются те, кто склонен видеть в кризисе сумму опасности и возможности.
А до этого ничего не будет. Кроме разрастания алкоголизма от роста числа тупиков заклиненной системы.
В недавний период все остановилось уже 10 лет назад. И ведь 10 лет ещё это всё… нет, не жило, существовало. Для конца нужны все условия. А была только часть. Самая массовая, которую нельзя не заметить. Точно указывающая на то, что происходит. Но не решающая.