Детское восприятие
Мне тут недавно пытались объяснять, что в СССР были такси, потому не надо их тихо ненавидеть вместе со всей появившейся постсоветской реальностью. Да, у меня тогда были только… песочница и совочек. А такси действительно не было. Причина – возраст.
Отношение к такси угадано правильно. Или я уже об этом писала? Но писала как об осознанной неадекватности, смеха ради.
Кроме реальности есть восприятие. Что-то может повиснуть вопросом. Есть только одна тонкость: вопрос повис перед носом ребёнка как знак интеграла перед первоклассником. Отсутствие ответа вызвано тем же возрастом, как отсутствие такси в моём детстве.
Пусть наконец случилось что-то страшное или хотя бы очень неприятное. И вот вырастает взрослый человек у которого нет информации (инструмент восприятия ещё не работал) зато есть воспоминания об ощущениях.
Если человек достаточно настойчив и умел он может собрать ту реальность которая по непонятным ему причинам рассыпалась когда он был ёщё слишком мал чтобы на что-то влиять. Только собирать он будет… песочницу с совочком, над которой солнышко светит и всё у всех хорошо, а соберёт то что было на самом деле. Результат будет поучительный в смысле информативный. Потому что возникший в детстве вопрос «Почему случилось так?» исчезнет. Ведь информация на этот раз будет проходить перед взрослыми глазами.
Когда всё будет понято останется только удивление. Как это в довольно солидном возрасте можно было что-то не понять и примерно такого ожидать/хотеть? После этого эта несколько неуместная эмоционально – мировоззренческая «соска» будет отброшена совсем.
Может случиться иначе. Пусть не нравится человеку окружающая действительность. Не нравится и всё тут. Мало ли чем она может не нравится. А в том самом детстве и юности было что-то… которое понравилось потому-то дало конфету. Речь ведь о ребёнке и это важно.
Думаю, что взвешенно – объективный взгляд у Голосовкера в «Сказаниях о Титанах». Там некогда прекрасная титанида превращается в Медузу Горгону. Почему нет? Жизнь, в конце концов, тяжелая была. Вольнолюбивая девица из 1905 запросто может превратиться в страшную стареющую бабу в 1935. Это пожалуй даже вероятный сценарий. Но ребёнок запомнит необычную вышивку которая была на кофточке у той тёти. Кофточка была пошита в 1910 до войн и революций. Потом таких не делали. А слова… слова били коллекцией того что прошло через богатую событиями жизнь. Они были необычными как та кофточка. А вот человек уже деградировал и любой кто был хоть на 10 лет старше мог оценить не только кофточку и слова но состояние этих «титанов». Можно было задаваться вопросом «Почему так случилось?» никак не отменяющего точного знания, что это так. О чем может думать юноша, который видит как врёт «правдолюбивый титан» (цитата). О том что что-то сломалось в мировоззрении и это медицинский факт. Что у этого были причины. А ребёнок, который чуть младше будет мечтать о «солнышке, совочке и песочнице» и чтобы никто никого не трогал, все жили мирно и счастливо. Только ребёнок может думать что такое возможно, но если события повисли тем самым детским вопросом, то это детское мировоззрение начинает раздуваться как шарик до размеров взрослого, становясь всё более странным (в сочетании с возрастом).
Но если наконец случиться чудо и много позже чем хотелось но восстановится давно желаемое в полном объеме станет понятно что это было, со всеми мелочами. Глянув на это человек поймёт того что не понял в детстве и чего не понимал потом многие десятилетия. И говорить станет не о чем. Разве что о последствиях детской психотравмы не имеющей к реальным событиям никакого отношения.
|