До Александра Невского и дальше
От меня до Бориса Годунова 400 лет. Слегка поднапрягшись, я
могу предположить ту картину событий. У меня для этого есть куча всего.
Но от того монаха в келье до Александра Невского те же 400 лет. Мог ли он
достаточно хорошо знать, что происходило тогда? Про него у Пушкина («Борис
Годунов»):
http://www.as-pushkin.ru/index.php?cnt=16&sub=0&part=3
Еще одно, последнее
сказанье -
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от бога
Мне грешному. Недаром многих лет
Свидетелем господь меня поставил
И книжному искусству вразумил;
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду -
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет,
… При Пушкине даже интерьер ещё не изменился. Никакого электричества. Масляная
лампа, как и тысячи лет
назад. Человек сидит в архиве. И точно знает, что до него тут кто-то писал и
после него, им написанное, кто-то будет читать.
У Пушкина прямо указано, что в записях есть все. Этот монах становится
собирательным образом через несколько абзацев:
Я угадать хотел, о чем он пишет?
О темном ли владычестве татар?
О казнях ли свирепых Иоанна?
О бурном ли новогородском Вече?
На самом деле, слова Шуйского ещё одно косвенное свидетельство тщательных
записей. Они приходит к боярам и говорит «У него галлюцинации начались». По,
так сказать, многолетним данным это обычно означает, что долго не протянет.
Какая-то болезнь прогрессирует и уже добралась до мозга. Не важно, что там,
алкоголь и другая болезнь, кто-то это уже не раз видел и записывал. Вместе со
скорыми следующими событиями. Шуйский мог наврать. Не
если действительно был этот «чур-чур» или что-то другое, означающее уже явные
проблемы с головой, то для слушателей это намёк на то, что скоро все кончится.
Так что, могли быть в монастырях такие архивы. Здания каменные, т.е плохо горят. Места удалённые, т.е
грабежи маловероятны.
Стало интересно, а откуда мы вообще знаем по столь дальние события. А ещё
дальше? Античность, например? Чтобы это знать, кто-то должен был писать и
хранить. Система должна была быть. Видимо, она была. И видимо в тех монастырях.
Ещё меньше повода ассоциировать их религией)). И может
не надо от них привычно шарахаться.
Вспомнилась мне по этому поводу оперетта «Прекрасная Елена» и образ жреца в ней:
https://www.youtube.com/watch?v=mpIFL4EC4RQ
Какой-то он… примирительный.
Если очень далеко идти в прошлое, то можно дойти до той самой античности
с её материалом о совсем другом мире. Чем-то это похоже на путь в дальний
монастырь с его архивами. И по процессу и по результату. Очередной другой мир.
Начало «Орестеи» например:
http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1343452893
Богов молю, да
кончатся труды сии
Ночных дозоров! Долгий год, Атридов пес,
Лежу на вышке, опершись на локоть, —
И ведом стал мне круговратных
звезд собор,
Несущих зной и холод, узнаю владык,
Воздушных венценосцев. В свой черед они
Восходят и заходят.
… По-моему чем-то похоже на размышления монаха у Пушкина. Ощущения человека при
времени, при часах. До Эсхила совсем далеко. Но общие ощущения роднят и с
такими удалёнными временами.
Про оперу «Орестея» Танеева:
https://www.youtube.com/watch?v=PSHZYRT9uD4&list=PLg55D6u8NNFgOdJM40rNNy80X1-WbpVOj&index=52
… и попытку совместись религии.
Это зрителям нужно. Точнее их части. А людям при архивах
совмещать нечего не надо. Они и так общие с давних времен. Остальное для них –
декорации, которые периодически меняются.
|