Из «Автомобили «Жигули» ВАЗ-2103-2106 и их модификации, устройство и ремонт»:
На автомобилях устанавливается трехфазный генератор Г221 (рис. 128) переменного тока. Основными частями генератора являются статор 19 с двумя крышками / и 17 из алюминиевого сплава, стянутыми четырьмя болтами, и ротор с обмоткой 18. Ротор вращается в двух шариковых подшипниках 6 и 16 закрытого типа. Смазывающий материал закладывается в подшипники при их изготовлении и пополнения при эксплуатации не требует.
Вот само «чудовище» со стороны картинки:
Корпус и помянутые болты в количестве четырёх штук. А потому, что много на нём всякого. Указанный «+» - это ещё один штырь с точно такой же гайкой.
Ротор генератора приводится во вращение шкивом 13 с помощью клиноременной передачи от шкива коленчатого вала и состоит из вала 7 с напрессованными на нем стальной втулкой 15 и стальными клювообразными полюсами 14 и 21, образующими вместе с валом и втулкой сердечник электромагнита. На стальной втулке между клювообразными полюсами в пластмассовом каркасе намотана обмотка 18 ротора, называемая обмоткой возбуждения. Концы обмотки присоединены к контактным кольцам 5, установленным на пластмассовой колодке, напрессованной на вал ротора.
Со стороны того, что вращается:
Длина того, на что наматывается ремень – 17см, т.е колесо с радиусом 29 см будет за один оборот прокручивать генератор 10 раз (r = 17см / 2*ПИ = 2.7см). Довольно мало.
Контактными кольцами «5» тут названы коллекторные пластины, к которым прицеплена обмотка якоря.
Ток к обмотке возбуждения подводится через щетки 11 и 12, прижатые пружинами к контактным кольцам. Щетки изготовлены из меднографитовой смеси и находятся в пластмассовом щеткодержателе 10. Одна из щеток соединена с корпусом генератора, а другая со штекером «67».
Слева – щеткодержатель со щётками (действительно, на пружинках), справа – то, откуда он выдернут:
Щеткодержатель с другой стороны (судя по описанию – так):
Статор 19 набран из пластин электротехнической стали толщиной 1 мм, соединенных электросваркой. На внутренней стороне статора имеется 36 пазов полузакрытой формы, изолированных лаком или электроизоляционным картоном. В этих пазах уложена трехфазная обмотка 20, закрепленная от выпадения деревянными клиньями или пластмассовыми трубками. Каждая фазная обмотка состоит из шести непрерывно намотанных катушек. Фазные обмотки соединены в звезду с выводом 9 нулевой точки. К нему подключается реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи.
Как-то так это выглядит:
Листы электротехнической стали это, видимо, вот это:
Показывающие насколько короткие тут и якорь и магнитная система над ним.
Что за вывод «9» такой – загадка природы. Но, видимо, это – единственный разъём – который выходит из корпуса (розовый):
Переменное напряжение, индуктированное в обмотке статора, преобразуется в постоянное выпрямителем, собранном на шести кремниевых вентилях типа ВА-20 по трехфазной мостовой схеме. С целью упрощения деталей крепления выпрямителя три вентиля имеют на корпусе плюс выпрямленного тока (это вентили прямой полярности — положительные), а три вентиля — минус выпрямленного тока (вентили обратной полярности — отрицательные) .
Из чего вывод: ток собирается с магнитной системы, а не с обмотки якоря. Проходя через всё нарисованное он забирается с гайки, обозначенной «+».
Отрицательные вентили 3 (маркированные черной краской) запрессованы в крышку 1 генератора, а положительные (маркированные красной краской)— в специальную пластину-радиатор 2, закрепленную винтами 4.
Если приглядеться, то видно, что левый ниже чем правый (т.е в той самой пластине «2», которая закреплена четырьмя винтами «4»).
Техническая характеристика генератора
Максимальная сила тока отдачи при
14 В и частоте вращения ротора 5000 об/мин - 42А
Максимальная частота вращения ротора -13 000 об/мин
Передаточное отношение между коленчатым валом и генератором 1:2,04
... Есть надежда, что при меньшей скорости будет меньше тока, но не 600об/2400об *14В = 3.5В, как было бы при другом типе двигателя при малой скорости вращения.
Правила проверки и эксплуатации
При эксплуатации, обслуживании и ремонте генератора соблюдают нижеприведенные правила, нарушение которых может привести к повреждению регулятора напряжения или вентилей выпрямителя.
Вывод «минус» аккумуляторной батареи всегда должен соединяться с массой, а «плюс»— подключаться к зажиму «30» (8 см. рис. 128) генератора. Ошибочное обратное включение батареи немедленно вызовет повышенный ток через вентили генератора и отказ их в работе. Не допускается работа генератора с отсоединенными от зажима «30» проводами потребителей (особенно с отсоединенной аккумуляторной батареей) — это вызовет опасное повышение напряжения на вентилях, и они могут быть повреждены. Запрещается проверка работоспособности генератора «на искру» даже кратковременным соединением зажима «30» генератора с массой или штекером «67». При этом через вентили протекает значительный ток и они пробиваются. Проверять генератор можно только с помощью амперметра и вольтметра. Запрещается проверка цепей зарядного тока мегомметром или лампой, питаемой напряжением более 36 В. Если такая проверка необходима, то предварительно отсоединяют провода от генератора и регулятора напряжения.
«+» можно снимать и с зажима (30) и с гайки (8). Они там внутри соединены, результат один и тот же.
|