Гравитация и политика
Книгу Канта 1755 года («Всеобщая естественная история и теория неба») обнаружила в списке событий в учебнике «Астрономия». Первое, что пришло в голову «А этот-то как сюда попал?».
В такие списки попадают, когда формулируют что-то новое (или хоть что-то). Видимо, Кант был первым, который описал возможный механизм возникновения планет из космической пыли.
Краткая предистория. Не важно почему, но вдруг точно поняли, что планеты вращаются вокруг звёзд как камень на верёвке. С камнем всё понятно. Он пытается улететь из-за центробежной силы, но верёвка не даёт ему это сделать. Раз планеты движутся как камень, значит, они привязаны некой «верёвкой». Верёвки в явном виде нету, но что-то (какая-то притягивающая сила) есть. Ньютоном надо было быть, чтобы увидеть эту силу в притяжении яблок к земле. Он увидел. И обозвал её гравитацией в 1678 году. Все. Больше никто ничего в виде теорий не формулировал.
Канта читать сложно. Но если очень хочется, то понять можно. К тому же, его ничего не связывает. Нету пока ни информации, ни стройных теорий. Можно формулировать что угодно, опираясь на любые бытовые наблюдения. Что он и делает.
Если Ньютон смотрел на яблони, то Кант явно смотрел на поток воды и разнообразие того, что в нем плывёт. От мелкого мусора до крупных веток. Весь этот мусор может приплывать к островкам, увеличивая их. Ньютон про твёрдые предметы, Кант про газы и жидкости. Интересно тут и то, что у Канта процесс заменяет неизменность. То ли люди начали жить дольше, то ли жизнь начала быстро меняться. Что-то очень серьезно должно было измениться.
Столько же интересна победа гелиоцентрической теории только в начале 1700х годов. Вовсе не глупые античные греки как-то без этого жили. Дело, видимо, в дальних морских путешествиях. Выход в другие широты должен был привести к тому, что стандартные таблицы (хоть античные, хоть поздние) стали непригодны для определения места, даты и времени. Морякам раздали неработающие калькуляторы, они возмутились и протолкнули прогресс.
В момент написания ещё нет четкого деления на науки. В чем угодно можно видеть что угодно. Движение элементарных частиц можно видеть и в листьях в воде и в снеге, вращаемом ветром. Но можно пойти и дальше, увидев в возникновении и исчезновении солнечных систем возникновение и разрушение государств. Государства – тоже часть естественной истории. Прямо у Канта это не говорится, но текст наводит и на эти мысли.
Кант описывает окружающий мир. И он оптимист. Что-то исчезает, что-то возникает. Часто даже больше возникает. До исторических потрясений ещё 40 лет, пока ничто ничего не предвещает. Для Канта, во всяком случае. Разве что, сама успокаивающая идея того, что ничего страшного не случится, даже если что-то исчезнет, немного похожа на подготовку к неприятным событиям (мне на заводе – банкроте такое говорили). Мол, не надо пугаться. Ничего страшного.
Реальным тревожным звоночком может быть то… что книга Канта никого не заинтересовала. Писал он её для Фридриха II, тот не читал.
Огромно не только пространство, но и время. Даты развития астрономии из учебника:
Античность. Потом 900 лет ничего. Определение окружности Земли в Средней Азии. Потом ещё 400 лет ничего. Потом строительство обсерватории Улугбеком. Фридрих II, не поддержав тему, показал, что он – не Улугбек. А кто? В таких диалогах важно самоидентифицироваться.
У меня тут праздный трёп. Я могу только удивиться тому, что Кант явно влез в чужой огород. Но сам он это сделал или за компанию с кем-то, я не знаю.
Александр Суворов не похож на компанию. Несколько позже он вначале говорит, что не хочет помереть огородником (после жизни в усадьбе), а после строительства укреплений в Финляндии говорит, что не хочет помереть инженером. Не хотел он этим заниматься. А когда мог спихнуть на других, скорее всего, и спихнул. Связка Ломоносова с любым политиком выглядит более вероятной.
У любого человека свой путь, свой опыт. И своё, что он может сформулировать. Современники Петра I видели, как в болоте возникали острова, как постепенно упорядочивалось пространство. И это тоже звучит у Канта. А видя все это, естественно было поинтересоваться у Фридриха, не собирается ли он объединять немецкие земли. Ответа не было. Говорить об этом надо было с Бисмарком через 100 лет.
Тема не заинтересовала, разговора не получилось. В 1764 году Кант пишет «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного», которое и начинается с рассуждений о том, кому что интересно. Краткое содержание у Высоцкого:
https://youtu.be/8-HtcWwCzyc
Потом он долго ничего не писал.
Вспомнилась картина «Философы» В «Картинном доме»:
https://akostina76.ucoz.ru/blog/2023-03-26-8033
C 1764 года «бычок» старого мироустройства «шёл и качался» ещё 30 лет. Но явно уже все было очень нехорошо. Интересы элиты и уровень пониманий явно показывает, что она уже не могла.
Но в диалогах и самому надо представиться, перед там как задавать вопрос «Ты кто?». Астрономическая тематика – намёк на того самого Улугбека. Точнее, раньше. На вот этого (Насир ад-Дин Туси):
https://ru.wikipedia.org/wiki/Насир_ад-Дин_Туси
Монгольский союзник в Средней Азии. Такой же, как Чуцай в Китае и Александр Невский у нас. Рисовать «тропинку» сейчас не буду. Как-нибудь в другой раз. Но там все довольно чётко. Это – следующая историческая остановка. Кому интересно, может там сам побродить)).
p/s
Такие выходки Туси:
В 1259 ат-Туси основал крупнейшую в то время в мире Марагинскую обсерваторию близ Тебриза[14]. Когда ат-Туси поставил перед Хулагу вопрос о строительстве обсерватории, расходы на это показались тому чрезмерно большими. Тогда ат-Туси предложил Хулагу во время ночёвки его войска в горах спустить с горы медный таз. Таз, падая, произвел большой шум и панику среди войска, и ат-Туси сказал: «Мы знаем причину этого шума, а войска не знают; мы спокойны, а они волнуются; также если мы будем знать причины небесных явлений, мы будем спокойны на земле». Эти слова убедили Хулагу, и он отпустил на строительство обсерватории 20 тысяч динаров. Хулагу по просьбе ат-Туси распорядился всех учёных, которые попадали в руки его воинов, не убивать, а привозить в Марагу, туда же монголы свозили все попавшие в их руки рукописи и астрономические приборы.
… скорее всего и положили начало анекдотам про Ходжу Насреддина
p/p/s
Казан он сбросил, а не таз…
|