Ислам и шахматы
Отсюда:
http://www.newsru.com/world/21jan2016/chessinsaudiarabia.html
Верховный муфтий Саудовской Аравии Абдуль-Азиз ибн Абдуллах Аль аш-Шейх в эфире телевизионного шоу, которое обычно используется им для распространения новых фетв, запретил гражданам страны играть в шахматы, заявив, что эта игра противоречит исламу, передает The Guardian.
Отвечая на вопросы зрителей, верховный муфтий объяснил позицию по отношению к шахматам, отметив, что они "также являются азартной игрой" и "пустой тратой времени и денег, провоцируют ненависть и вражду между игроками", а значит, запрещены традициями ислама.
Он обосновал новую фетву стихом из Корана, запрещающим "алкоголь, азартные игры, идолопоклонничество и ворожбу". Тем не менее журналисты отмечают, что шахматы вряд ли окажутся под полным запретом, а скорее всего, получат статус "незначительных пороков", таких как музыка.
… Хм. Поднята тема и сформулировано то, что я в своё время решила, всё-таки, не писать.
Тут:
http://akostina76.ucoz.ru/blog/2015-12-04-2311
И тут:
http://akostina76.ucoz.ru/blog/2015-12-05-2316
… я занудливо пишу о том, что кем-то придуманные правила на самом деле вовсе не означают, что это так и никак иначе. Такое упрощение картины мира мало того, что к реальности не имеет никакого отношения, так ещё может быть вредным для того, кто эти кем-то придуманные рамки считает реальностью (просто потому, что манипулировать можно и правилами и их разрушением, что сейчас особо «модно»).
Это действительно очень похоже на логику игры в какие-нибудь шахматы, где непонятно почему, но фигуры ходят только так и никак иначе. В определённом возрасте ребёнок играет в кубики, потому, что мелкая моторика развивает голову. Думаю, что и шахматы чего-то развивают. Но когда взрослый человек начинает упрощать реальность до настольной игры это вряд ли полезно.
И да, действительно, давно смотрю и про себя думаю: если есть голова неужели нельзя её занять чем-то более полезным, а не игрой, пусть даже и считающейся интеллектуальной? К тому же реальная жизнь, решение реальных задач не только не приучает к подобному упрощению но и давно предлагает достаточно сложные задачи, уж точно не хуже шахмат, если интересует саморазвитие.
Но тут всё намного интереснее, потому, что тут ещё и показано как работает исламская культура. Читала это всё довольно давно, потому в памяти осталось скорее общее впечатление. Для интересующихся Коран можно читать тут:
http://musulmanin.com/koran-na-russkom.html
В отличии от Иисуса пророк Мухаммед жил долго, много чего успел сказать и лично участвовал в, современным языком выряжаясь, окультуривании социума. Т.е появилась группа людей, которая начала жить по неким законам. Социум для того и придумывает себе какие-то законы чтобы всем в этом социуме (живущем по этим законам) было комфортно. Это и происходило. Можно проследить то, как это делалось в 5-м веке. Было это всё уже очень давно, потому современному человеку сложно представить, кем были там все остальные, а не группа первых мусульман, которая решила стать лучше, чем средний уровень того времени. А вот если читать, то хорошо видно, как из чего-то полуживотного появляется человеческое в современном понимании этого слова.
Человек и в современном мире может оскотинится, а уж тогда-то это было совсем близко. И первые мусульмане в этой окружающей социальной среде начали создавать социум таких же. Просто потому, что узкий круг из 10 человек это не та среда, в которой комфортно. Комфортно жить в стране, в которой живут ментально близкие люди, которые чище, умнее, порядочнее чем среднестатический баран, который живёт так как велит ему набор инстинктов. Такой социум и был создан.
Далее это всё как и полагается любой культуре развивалось. А фетва про шахматы интересна как реагирование на современность. Пророк Мухаммед, например, запретил вино, но не додумался запретить спирт. Если появляется какое-то новое явление, или какая-то проблема, которой раньше не было, то они дополняют основной закон чтобы социуму было комфортно и в этих новых, изменившихся условиях.
|