Как праздновать
Ехала по городу, видела группу каких-то подростков возле памятника. Все в одинаковых куртках. Видимо,… играют во что-то.
Про совсем детей:
https://nasedkin.livejournal.com/3402530.html
Я на все это сбоку смотрю. Люди сделали выбор. Им нравится эта военная тематика. У людей есть возможность что-то купить, навыки что-то сделать и силы на все это. Это, без всяких шуток, не может не радовать.
Но из 5-летнего возраста вырастают довольно быстро. От подростка в типовой куртке, так понимаю, требуется умение прилично себя вести в общественном месте. Этому довольно быстро учатся.
В моём детстве информация о войне дополнялась книгами. Книги оставили ощущение медленно вращающейся мясорубки. Есть люди, что-то с ними происходит. Потом они умирают. Не в этой главе, так в следующей. Книги оставили ощущение… рутины. Да, чуть другие действия, но именно трудовые будни.
Ещё был школьный военрук – ветеран. Дурак, за которым записывали. Тут случай, когда «вода закипает при 90 градусах» и т.д. Довольно весело. И наглядный пример того, что участие в войне не делает умным. Собрали всех мужчин 20-40 лет, отправили воевать. Они все оттуда гениями, что ли, вернулись?
Ни в коем случае. Про «только гениев возрождения» в этой песне:
https://mutext.ru/songs/26172-»-»-tishe-tishe-hangham.html
Тут все очень индивидуально. Завесило от стартовой позиции, способностей и везения. Кому-то этот опыт что-то дал. Кому-то очень много. Но основная масса не стала людьми, с которыми имеет смысл общаться. Ничего интересного они не расскажут, полезного не передадут.
Литература мне что-то дала. Общение не дало. Возможно, не повезло.
Следующие мысли возникли во взрослом возрасте. Военное поколение молодёжи отличается тем, что значительно раньше начинает хоронить ровесников. Вначале просто шок. Потом шок от этой мысли. А потом просто привыкание к реальности, в которой существуешь. Вроде как в воду входить. Вначале она может казаться холодной, а потом нормально. Понимаешь, что это было только ощущение.
Ехидное «четыре трупа возле танка, дополнят утренний пейзаж»:
https://www.youtube.com/watch?v=xGbyMAeY704
… надо петь как раз с интонацией Чижа. Мне сложно это объяснить, но молодая весёлость просачивается и через эту ситуацию. Человек привыкает и к опасности и к возможности смерти. И просто живёт в этом варианте рутины.
А потом он просто… исчезает. Очень быстро. Была молодая физиономия и нету. Почти мгновенно, без длительной трансформации. У Леонида Андреева в каком-то рассказе про лётчика было последней фразой «То, что соскребли с остатков самолёта им не было. Он не вернулся».
Думать про содержимое гроба невозможно. Но в случае быстро погибших молодых этого содержимого вроде и нет. При таком взгляде на все это остаётся компания молодых людей, которая по ряду случайных причин осталась тут. Память может и нужна. С остальным большой вопрос.
Ничего не возьмусь утверждать, но лично я не могу себе представить человека, который после всего этого может искренне чувствовать ту вселенскую скорбь, которую диктуют приличия. Люди склонны соблюдать правила. Ему объяснили, чего от него хотят, он это и изобразил. Потом привык изображать именно это.
История войны это уже просто историческая информация. Важно, с каким настроением с ней знакомится. С гробами сложно общаться.
Надо ли хотя бы относиться к этому как к трагедии? Вот если серьезно и уже сейчас? Не возьмусь даже ответить. Плюсы есть и у жизни и у смерти. В реальном мире, а не в примитивной идейной коробке. Как-то спокойнее надо. Просто думать. Про довольно интересное.
|