«Мастера пения» Вагнера и ход истории
Про оперу – комедию тут:
https://www.youtube.com/watch?v=aLBVfZzi4Gc&list=PLg55D6u8NNFgOdJM40rNNy80X1-WbpVOj&index=29
Написано в 60-х годах 19-го века. Чуть раньше российские
спецслужбы обезвредят немецкого агента Базарова. Чуть позже помрут старшие
Головлёвы. Парадный вход их огромной усадьбы будет заколочен ещё раньше.
Бесприданница – не дура. Она ищет исторического
Разумовского и литературного Печорина в той среде, где они были 50 лет назад. Но
их там уже нет. Вместо них там сидит внешне похожая «декоративная собачка»,
видимо удачно подошедшая по цвету к туфелькам купившей её хозяйки.
Что пишет Вагнер? Что певцы не умеют петь. Сам Вагнер с его музыкой для
монархии – вполне себе ремесленник – сапожник. Там такая иерархия. Но видеть
происходящее ему никто не мешает. И формулировать. И предлагать решения. Вот он и предлагает поискать в народе нормальных, вместо этих.
Ничего плохого. Все правильно. А вот дальше... Очередной раз Гумилёв
вспоминается. У него есть описание появившегося мировоззрения в виде безобидный
сказочки близкой к библейскому сюжету. И ехидное в
конце «Вывод из всего этого был неожиданный, но простой: Бей византийцев!».
Как из идей Вагнера последовали Третий Рейх и попытка
полезть к нам? Никак. Это все взялось … из других голов. Из голов, увы, в
основном, народа. Такого, какой он был. И который понял так, как он мог понять.
Гастев сравнивает русского и западноевропейского
рабочего. За 50 лет до этого весь мир столкнулся с идейным, мировоззренческим и
прочим кризисом. И все начали привлекать широкие народные массы.
А в 20-х все занимаются обработкой металлов. Русский привык к дереву и его
раздражает то, что он по полчала пилит пруток толщиной c палец. Он начинает пилить быстрее и
выдыхается. У аккуратного европейца нет этой проблемы.
Русский делает из своей мастерской «уютный дом», вызывая комментарий «не завод,
а чайная какая-то». А для европейского пролетария завод - место работы, с теми
самыми «цепями». И с пониманием того, что что-то кроме «цепей» на рабочем месте
– непорядок.
Щёлк! Прошло ещё 20 лет. И гибнет немец, равномерно работающий напильником,
потому что… работа напильником слишком мало развивала голову и совершенно не
привязывала к этому миру. А дальше был сложный процесс и простой результат.
Было ли это у нас? Было. Везде были разные. Все решило процентное соотношение. Разное в разных странах.
Что было общего? Война как историческое событие, хотя бы.
Я про то, что очень многие процессы глобальны. Но каждая страна переживает их в
соответствии со своей спецификой. От ковида больше
всего померло в Латинской Америке. Что за описание явления без этой информации?
Рассказ про то, что без масок в магазин не пускали? Чтобы понимать, надо
смотреть общую картину.
Кстати. Про Вагнера и неожиданные идеи. Сразу после войны возникает Альбиони («Туманный Альбион» + конец итальянской фамилии) с
искренней и неподдельной скорбью:
https://www.youtube.com/watch?v=XWlijyIMF7Y&list=PLg55D6u8NNFgOdJM40rNNy80X1-WbpVOj&index=19
Ват как важно смотреть, что в тот момент было радом.
Общая картина интересна не только из праздного любопытства. Это более полное
описание всего общего процесса. Она показывает весь процесс в виде его
проявлений в отдельных точках. Чем больше информации, тем лучше понятен и сам общий
процесс и специфика территорий (это тоже иногда нужно).