Там на странице 41 есть сказка «Два Мороза», про то. что мороз легко заморозил хорошо одетого но сидящего в санях купца но не справился с активно двигающимся крестьянином.
Опыт последнего года заставил вспомнить и задуматься. Человеку естественно пытаться понять, почему он живой остался, а другой, у которого вроде бы было больше шансов, нет. В случае здоровья не всё можно объяснить возрастом. К тому же при эпидемии можно оперировать уже статистическими данными и видеть, что на результат явно влияет и образ жизни, привычные методы и действия.
Что могу добавить к сказке по соображениям то ли аккуратности, то ли занудства?
Первое отсюда: https://sovenok101.livejournal.com/260331.html
Основные причины приобретенной тромботической болезни...
Основной фактор риска здесь - малоподвижность, ибо мышцы, сокращаясь, проталкивают венозную кровь вверх, а вне таких сокращений -увы, вены не артерии, стенка у них тонкая, кровоток по ним вещь, в общем-то пассивная.
… Попросту говоря, малая подвижность естественная при болезни, сама усугубляет ситуацию.
А второе – личный опыт того что нижнее дыхание лучше работает когда стоишь. Видимо если сидеть что-то больше сжимается, перекрывая всевозможные сосуды.
Наверное, есть и третье – реальный интеллектуальный упадок. У Вершигоры в книге «Военное творчество народных масс» рассказано про диверсионные группы времён русско-японской войны 1905-го года. Он строились как кусок фронта, т.е с пулемётом строго вперёд и с невозможностью выдержать даже удар с фланга, не говоря уж о тыле. Вот до чего додумалась военная мысль. Этому обучали. И на этом фоне знаменитое «мы академиев не кончали» выглядело не верхом дремучиести, а хоть каким-то проблеском здравого смысла. Потому что предлагаемое работало, а то, что преподавали в академиях, нет.
А что там было с медициной? Как там реально лечили в этих барских усадьбах? Кто и чем?
Наблюдая всё это, крестьянин делал выводы. Частично правильные. Это всё действительно не работало. А частично неправильные, о том, что его знания всегда лучше и всегда так было. Пример этого мировоззрения – мужичок с похабным юмором в фильме «Александр Невский», который и предлагает князю схему битвы. Справедливости ради, надо сказать, что эта схема была известны с античных времён. Но видимо очень хотелось получить свою историю.
А её просто не было. Или почти не было. С таким же успехом можно расстраиваться из-за того, что ты ничего не делал до даты своего рождения. До тебя тут были какие-то другие люди. Они тебе никто, и генетически, и культурно – ментально – мировоззренчески. Вот они были и что-то решали, а тебя не было. Как ни начать с художественного подлога? Тем более что личный опыт, пусть это и опыт каких-то десятилетий истории свидетельствует и своей большей адекватности и результативности?
«Я жизнь учил не по учебникам» конца 60-х отсюда: https://www.youtube.com/watch?v=-CfVSRtfpQo
… это другой вариант фразы про академии. Следующий период начинается, когда люди переходят от отрицания учебников к их написанию. Вершигора, имея опыт партизанской войны. т.е войны формально народной, попытался собрать в один учебник весь исторический опыт именно народных действий. Было и это в истории, хотя и немного. Партизанское движение 1941-1945 годов совсем не похоже на крестьянские бунты. Это тоже следующий исторический период.
И медицина, похоже, пополнилась методами «незамерзшего на морозе крестьянина». Хотя, чья это интеллектуальная собственность, ещё большой вопрос. Вся эта смесь, оказавшаяся «на морозе в плохой одежде», и породила новую страну с новыми методами. И в военном деле и в медицине.