Опыт, наука и фантазии
Ещё чуть про сказку добавлю:
https://sovenok101.livejournal.com/435223.html
Один из персонажей – дед, который всегда сидит на завалинке.
Даже при наступлении, бомбёжке и пожаре. Живой. Сидит. Спокойно. Тех, которые
уже лежат мёртвые, намного больше. Но не про них сказка.
Пожилая женщина, у которой всегда идеальный порядок. Напомню, что вокруг смесь
обугленных головешек и каменных развалин. Восстановление требует много сил и
времени. Обычно при этом не до порядка.
И в том и в другом случае на результат отработали весь прошлый жизненный опыт.
Знание, как обычно происходят события и умение организовать свою жизнь.
Простой пример прямо сейчас. Сижу я в своём кресле. Огород ещё не перекопан. И
до такого удалось дожить. До понимания того, что лучше чуть подождать. Это – не
война, не техногенная катастрофа. Но за 15 лет так ещё не было. И что? И
ничего.
Во-первых, через несколько дней, скорее всего, очухаюсь
и перекопаю. Во-вторых, точно знаю, что ничего плохого из-за задержки в две
недели не будет. И, наконец, можно в этом году ничего не делать. Будет земля
год под паром, только плодородие улучшится.
Устойчивость – физическое понятие. В жизнь его можно перенести почти без изменений.
Система устойчива если внешнее воздействие не вызывает серьезных отклонений в
работе. Внешнее воздействие какое угодно. Хоть война,
хоть болезнь, хоть ещё что-то.
Вью и Ню за всю свою жизнь заработали устойчивость. И живут. И все у них
по-своему хорошо.
А у других не очень. Тяжёлая ситуация приводит к тому, что кто-то хочет сбежать
в далёкий, но свой дом. А кто-то при формальном максимуме благополучия готов
спрыгнуть с обрыва. Еда есть, а психологически все очень тяжело.
Все наладится. Можно даже сказать, что Вью и Ню
наладят.
А если их нет? Если есть «Не ходите за нами»:
https://www.youtube.com/watch?v=0eVF26tKXBo
Мы по возрасту должны, но мы не умеем. Извините и прощайте!
С житейской мудростью обычно все хорошо, когда уклад не меняется десятилетиями.
Там есть люди, которые точно знают, когда сажать картошку можно, а когда точно
ещё нельзя. Быстро меняющаяся реальность может не сформировать таких
обладателей знаний.
Впрочем, и по той ситуации есть разные мнения. Например, такое сбоку (т.е не моё мнение) : Дурак с
гранатой решил покончить жизнь самоубийством. Почему-то в общественном месте.
Хорошо хоть граната оказалась хлопушкой, потому все отделались лёгким испугом.
Но описанная проблема, все-таки, была. История преодолеет и эту ситуацию. Хотя
и она многих поставит на край обрыва с вопросом «Зачем?».
Какое-то будущее будет всегда. У тех, кто решит продолжить жизнь. Они и будет
делать эту жизнь.
Вторая половина знающих – Ведьмы. Официальные. С
системой, образованием и дипломами установленного образца. Формально это гибче
и лучше обычного опыта, потому что изначально создавалось, так чтобы было проще
подстраиваться под новую ситуацию (набор данных и т.д). Это в идеале. В реальности
все могли плохо учиться, потому обладатели простого житейского опыта –
необходимый амортизатор – оппонент – спорщик.
И, наконец, третья группа – дети с
фантазиями. Во взрослом состоянии и когда фантазии не становятся реальностью
это маниловщина. Но отсутствие фантазий это не всегда
даже Коробочка. Иногда это Плюшкин.
Взрослых без фантазий, знаний и опыта вокруг сколько угодно. Они с трудом тянут
всю эту ситуацию. Кто-то на грани. А кто-то уже за гранью, т.е
на кладбище. Так кто лучше, эти доходяги
с примерным от недокорма поведением или две хулиганки с полем невиданных
овощей?
На самом деле нету тут таких уж лучше и хуже. Все
зачем-то нужны. Но пользы от бурной активности точно больше. При
том, что в мировоззрение доходяг они не вписываются совсем. Но у них то
нету даже бытовой мудрости Ню и Вью. И устойчивости нету. Не было бы войны, померли бы от неурожая.
Потому детей и начали отправлять в школы. Чтобы реально очень слабых сделать знаниями чуть сильнее. При том, что с
обывательской точки зрения столетней давности школьная программа так же далека
от жизни как сказки. Обыватель не прав. Это нормально.
Речь, впрочем, не об этом. А о взаимодействии разного.
В результате этого взаимодействия возникнет какой-то новый мир. В хорошем случае
взаимодействие это симбиоз, который исправляет, наконец, ситуацию. Хотя и
конфликты бывают. Хорош тот от кого есть реальная
польза во всем этом, а не тот, кто правильно себя ведёт с точки зрения некой
социальной группы.
По что я? Про то, что лучше выбирать себе хорошую «завалинку» и учиться рационально использовать время и прочие ресурсы. К
сожалению, история показывает, что это могут не все. Кто умеет, тому лучше и проще.
|