Персональные компьютеры и самолёты
Довольно долго персональные компьютеры и то, что с ними связано, были отраслью на подъеме. Это было так долго, что от всей этой техники продолжают ждать тех же прибылей. Но их нет, потому что рынок насыщен и больше не надо. То, что 40 лет назад было фантастикой, стало привычной реальностью.
До персональных компьютеров были так называемые «большие машины» в различных организациях. Но людей, т.е потенциальных покупателей персональных компьютеров, намного больше, чем организаций. Если кто-то придумает новый товар, который всем захочется купить, он очень сильно разбогатеет (вместе с инвесторами). Таким товаром и стали компьютеры.
Людям нужна игровая приставка, нужен калькулятор. Пригодится и печатная машинка с памятью. Маркетологи думали примерно так. Но чтобы предложить товар, его надо сделать, т.е. нужен определённый уровень развития технологий. И он, видимо, как раз достаточно поднялся. Товар начали производить и люди начали его покупать.
Устройство, позволяющее людям играть в тетрис, потянуло за собой кучу отраслей, обеспечив спрос и на микросхемы и на корпуса.
Есть, наверное, ещё одна составляющая. Уже были люди, приученные к игровым приставкам и привыкшие к раскладке клавиатур печатных машинок. Компьютер был многофункциональным устройством с привычными функциями. Тот же путь чуть позже прошли смартфоны (объединившие ранее привычные мобильные телефоны, фотоаппараты, GPS-навигаторы и прочее, что раньше было отдельными устройствами, рассованными по карманам).
Массовые персональные самолёты – идея столь же дикая как массовые персональные компьютеры в конце 70-х. Я не возьмусь утверждать, что это будет. Просто пофантазирую о том, что сейчас есть в реальности, что может способствовать реализации этой смелой идеи.
Для начала немного цифр для ориентировки. По расчёту полёта из Петербурга в Ярославль по прямой цифры такие: Расстояние по прямой – 335 морских миль (620 км). Время в пути 3 часа 57 минут (личный опыт: если выехать в 7 из Петербурга за 4 часа можно доехать до Лодейного поля). Т.е в 10 часов, хоть работай, хоть отдыхай и потом лети дальше на то же расстояние.
Расход топлива – 14.85 галлонов (56 литров). Т.е 9 литров на 100 км. Этот результат чуть хуже, чем у автомобиля.
Бензобаки Цессна 172 – 2 шт по 105.5 литров. Утверждается, что летит она на 1000 км. По расчёту получается больше. Но при крейсерской скорости 225 км/ч пилот устанет раньше, чем кончится топливо.
Т.е с функциональными свойствами и ценой эксплуатации все очень неплохо.
Что касается производства, то самолетам нужен лёгкий корпус (в окружающем пространства сплошной лёгкий пластик) и достаточно мощный мотор (Мотор Цессная 172 – 160 л.с, УАЗ Патриот – 150 л.с). Если раньше гражданскую авиацию надо было унифицировать с военной (чтобы больше выпускать одинакового), то сейчас можно унифицировать c автомобилями, которых намного больше. Самолётный двигатель отличается, но и автомобильные не должны быть одинаковыми. Важно, что и там и там двигатели и примерно равные по мощности.
Т.е цена производства должны быть меньше чем раньше. Развитие технологий и происходящее в других отраслях позволяют решать проблемы проще и лучше.
Что касается людей, то у нас 325 машин на 1000 человек. Говорить, что все взрослее население умеет водить машины, нельзя. Но таких много. Они умеют крутить руль, переключать передачи и т.д.
В самолёте ко всему этом добавляется высота. Ничего страшного. К тому же, воздух больше похож на море, чем на землю. Иногда говорят о воздушном океане. Дорог нет, а, значит, и столкнуться с кем-то проблематично. Не зря автопилоты на самолётах давно есть, а с автомобилями до сих пор проблемы.
Что касается безопасности, то давным давно всё ездит со скоростями при которых легко и просто можно убиться об стенку при горизонтальном движении. Результат будет тот же что при падении на землю. Кроме того, относительно опасны с технической точки зрения пассажирские самолёты. У них минимальное соотношение мощности двигателя к весу. Как следствие излишний крен в любую сторону приводит к падению. В других самолётах двигатель достаточно мощный, чтобы вытащить машину в этой ситуации. Не факт, что с этим справится человек, но можно подумать о сложном автопилоте, благо всё те же технологии позволяют ставить что угодно любой сложность куда угодно.
Есть, конечно, неисправимые проблемы. Слишком мало мест, где может сесть большой самолёт. А маленький летает только в хорошую погоду. Это – первое, что пришло в голову. И точно это не единственное.
Но если кто-то может придумать некий товар, который станет экономической альтернативой компьютерам (т.е то, что может потянуть развитие и то, на что может появиться хоть сколько-нибудь массовый спрос), то хорошо. Я пока только самолёты могу представить в этом качестве.
Есть желающие решить вопросы дальних дач, заодно заменив пробки на одиночество над пейзажем? Вот просто взять и решить. Радикально.
|