«Пятно»
Из Кастанеда «Учение дона Хуана: Путь знаний индейцев яки»:
Воскресенье, 25 июня 1961 года.
В пятницу я весь день находился с доном Хуаном, собираясь уехать в семь часов вечера. Мы сидели на веранде перед его домом и я решился еще раз задать вопрос об его учении. Это уже был надоевший вопрос, и я ожидал получить отказ... Я спросил его, есть ли такой способ, при котором он мог бы принять просто мое желание, как если бы я был индеец. Он долго не отвечал. Я был вынужден ждать, так как он, казалось, пытался что-то решить. Наконец, он сказал, что способ есть и начал объяснения.
Он указал на то, что я устаю, когда сижу на полу и что мне следует найти «пятно» на полу, где я мог бы сидеть без усталости. Я сидел с поджатыми к подбородку коленями, обхватив ноги руками. Когда он сказал, что я устал, я понял, что спину мою ломит и что я совсем вымотан.
Я ожидал, что он объяснит мне, что это за «пятно», но он не делал этого. Я решил, что он думает, что мне нужно сменить положение тела, поэтому поднялся и пересел ближе к нему. Он запротестовал и подчеркнул, что «место» означает место, где человек может чувствоввать себя естественно счастливым и сильным. Он похлопал по месту, где я сидел, и сказал, что это его собственное место и добавил, что он поставил передо мной задачу, которую я должен решить самостоятельно и немедленно.
То, что он имел в виду, было для меня загадкой. Я не имел представления ни с чего начать, ни даже что я должен делать.
Несколько раз я просил его дать хоть какое-то объяснение или хотя бы намек на то, с чего следует начинать поиски места, где я буду чувствовать себя счастливым и сильным. Я настаивал на объяснении, что он имеет в виду, так как ничего не понимал. Он предложил мне ходить по веранде, пока я не найду пятно.
Я поднялся и начал ходить по полу. Я чувствовал себя очень глупо и опять сел рядом с ним.
Он, казалось, был очень недоволен мной и обвинил меня в том, что я не слушаю его и сказал, что, по-видимому, я не хочу учиться. Через некоторое время, успокоившись, он объяснил мне, что не на каждом месте хорошо сидеть или находиться и что в пределах веранды было одно место уникальное, «пятно», на котором мне будет лучше всего. Моей задачей было выделить его среди всех остальных мест.
Основной чертой было то, что я должен «прочувствовать» все возможные места, пока я без всяких сомнений смогу определить, которое место то, что нужно.
Я возразил, что, хотя веранда и не очень велика (4х2.5м), возможных мест на ней масса и у меня займет очень много времени проверка их. …
…(убрано длинное описание поиска)…
Я решил предпринять последнюю попытку. Я поднялся и медленно приблизился к точке, отмеченной пиджаком, и опять почувствовал то же самое ощущение. На этот раз я сделал большое усилие, чтобы владеть собой. Я уселся, затем встал на колени, чтобы лечь на живот, но не смог этого сделать, несмотря на свое желание. Я опустил руки на пол перед собой. Мое дыхание убыстрилось. Желудок был неспокоен. Я испытывал ясное ощущение паники и старался не убежать прочь. Думая, что дон Хуан, возможно, наблюдает за мной, я медленно отполз на второе место и прислонился спиной к камню. Я хотел немного отдохнуть и привести в порядок свои мысли, но заснул.
Я услышал, как дон Хуан разговаривает и смеется, стоя над моей головой. Я проснулся.
– Ты нашел точку, – сказал он.
Сначала я не понял его, но он вновь сказал, что то место, где я заснул, и было лучшим местом.
… Тут недавно была перепалка про то, кто будет устанавливать законы – правила. Я думала влезть с сообщением, что «закон – тайга», но воздержалась, хотя бы потому, что меня не спрашивали. Есть то, что придумано человеком, а есть реальность, которая под этими человеческими придумками от конституций до рекламы жевательной резинки. Но человеку постоянно говорят: иди сюда, сюда, туда, туда.. Диапазон рекомендаций от полезного до смертельно опасного и это, кстати, все знают. Но под множеством указателей человек можно вообще забыть о существовании реальности. Тогда он на полном серьёзе говорит так о правилах. Проблема в том, что при такой потери связи с реальностью отбивается всё, включая инстинкт самосохранения, который от природы есть у любого. Человек теряет навык поиска того самого наилучшего «пятна». Он либо не видит (рецепторы атрофировались), либо привык следовать указателям (мозг привык подсовывать другое). Кстати про мозг: глаз видит картинку вверх ногами и уже мозг её переворачивает потому, что так удобнее.
Социальные нормы по идее должны способствовать выживанию. Я даже предположу, что все, кто их придумывают и умны и добра всем желают. Но нормы всё равно базируются на какой-то реальности. Если под слоем норм началась трансформация реальности, то даже наилучшие рекомендации могут стать в лучшем случае бесполезными. В такой ситуации особо нужно видеть то, что происходит на самом деле. Но человек приучен поучать «еду» (всех видов) за следование нормам. Он не на реальность ориентируется, а на человеческую надстройку несмотря на то, что это становится всё более опасным (процент полезного в рекомендациях постепенно снижается).
Глаза должны приучиться видеть другое, реагировать на другие информации, не те, на которые привыкли реагировать. Надо уметь находить то «пятно», которое реально лучше всего, а не то, которое рекомендует наибольший рекламный бюджет.
А это действительно очень важно. У космонавтов скафандры точно по фигуре. Это чтобы снизить воздействие при перегрузках. Вот и надо найти ту «геометрию» в окружающей среде, которая максимально снизит воздействие на свой собственный организм.
Я не вижу смысла сейчас писать о том, что там за подвижки в этой самой реальности. Хотя бы потому, что к личному «пятну» это не имеет никакого отношения.
|