Четверг, 26.12.2024
Мой сайт
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2024 » Декабрь » 4 » Приборные панели разных самолётов
21:39
Приборные панели разных самолётов

Приборные панели разных самолётов

Сегодня пролетела на Боинге 737-800 из Петербурга в Астрахань. Поняла, зачем в самолёте нужен GPS. На маленьком самолёте курс надо менять раз в час. Большой летит быстро, и поворачивать надо раз в 5-10 минут. Это и вызывает естественный вопрос: чего же он сам не повернёт? Без такой навигации полёт на большом самолёте это работа.
Полётный план это последовательные строки. Лететь до некой точки столько-то миль в таком направлении. Это займёт столько-то минут. Обычно в следующей точке расположен NDB маяк (частота в КГц). Может быть VOR маяк аэродрома (но это редко). В точке может ничего не быть. Скорость известна, потому можно просто развернуться на нужный курс, пролетев условные 5 минут. После этого надо ждать, когда по курсу появится нужный маяк. Когда он там появится, скорректировать направление на него. На сегодняшнем маршруте было одно такое место, маяк там появился через две минуты.
Панель Боинг 737-800:

Снизу сама навигационная панель. Сверху кнопки настройки панели. Можно увеличить и уменьшить масштаб. Можно вывести на экране взлётно-посадочные полосы и другие полезные вещи. Можно сделать не вывод верхней дуги,  а целого компаса.
В данном случае на экране и путь по GPS-у. Полёт по сплошной синей стрелке, но скоро надо будет поворачивать. Возможно поэтому стрелка на ADF (NDB) маяк, на которую указывает жёлтая, начала уходить в сторону. Это нормально при подлёте к маяку. Скоро маяк останется сзади и стрелка будет направлена вниз.  
Аэропорт Чкаловский:

… Просто случайно замечен в окне. Обычно не до созерцания пейзажей.
Панель автопилота:

Курс и высота это обычно. Со скоростями тоже понятно. При снижении и наборе высоты можно указать скорость и того и другого.  Кроме того, автопилот может управлять работой двигателя, потому при включённом автомате тяги есть возможность задать скорость движения. Про движение на VOR маяк чуть ниже.
Ещё есть возможность задать максимальный крен при повороте:

Такой самолёт можно уронить. У меня он два раза падал. Внизу почему-то выводится сообщение о превышении предельной скорости (закрылки и шасси убраны). Я пыталась лететь медленнее и с закономерно поднятым носом. Видимо порыв ветра при таком полёте может добавить необходимый для сваливания угол наклона.
Сваливание это потеря подъемной силы из-за слишком большого наклона, потому и есть возможность ограничить крен.
Карта с маяками в Пулково отсюда:
https://fpln.ru/

Стоит возле аэропорта VOR маяк, который посылает во все стороны (т.е по 360 градусам) информацию о градусе луча. Номера как на компасе, т.е север – 0, восток 90 и т.д. Я сегодня летела Астрахань, т.е на юго-восток и довольно долго летела примерно по лучу 126.
Автопилот может лететь по такому заданному лучу. Только надо задать градус луча и выбрать вариант такого направления.
Тот случай, когда мелочь, но приятно. Приятна возможность узнать, который луч пойман. Система VOR-DME сообщает не только угол (луч) но и расстояние до маяка.  А это уже полноценная координата в полярной системе координат (т.е возможность точно определить местоположение без GPS).
Ещё эти лучи- радиалы дают возможность  заранее выбрать курс захода на посадку, т.е подбираться в полосе заранее настроившись на её положение. Но есть проблемы. Угол наклона полосы в Пулково 95 градусов, т.е она идёт примерно с запала на восток. На маяк стоит чуть в стороне, потому ловить надо скорее луч 100.
Картинка:
https://opennav.com/pdf/ULLI/ad2-rus-ulli-069.pdf

 

отсюда:

https://opennav.com/airport/ULLI
… похожа на информацию о том, какие лучи можно выловить в точках карты. 129 и 295 это примерно тоже самое, потому что ловятся два луча (от аэропорта и к аэропорту). Автопилот тоже может вести самолёт в любую из этих сторон.
Из-за проблем со сменой луча как раз возле полосы для посадки есть ещё одна система. Я этих чаще всего использую, чтобы точно знать расстояние для аэропорта.  Но лететь можно и на них (как на обычные NDB).
На VOR маяк по лучу самолёт летит, но автопилот - не волшебник. Надо аккуратно вывести самолёт на курс и луч и включить автопилот. Иначе самолёт будет лететь примерно туда, но зигзагами. Т.е он разворачивается, пытаясь найти луч, пролетает чуть дальше и летит обратно и т.д.
Панель 737-400:

Компаса на маяки в правом нижнем углу нету. Направления на маяки выводятся на основной панели. Дуга очень неудобна (маяки сбоку не видно), но, подозреваю, что на настоящем самолёте тоже можно выбрать просмотр целого круга (на симуляторе кнопки сверху нарисованы, но не работают).
Примерно так это выглядит:

Впереди у меня аэродром с VOR-DME маяком. Направление на него указывает зелёная стрелка. А NDB маяк с частотой 940 КГц у меня за спиной (от его стрелки видно оперенье).
Автопилот:

Настройки на луч VOR-маяка, видимо нет.
Непонятно, есть ли на таких самолётах GPS. Если бы был, были бы кнопки панели, а не служебная панель симулятора.
На Cessna с навигатором эти кнопки понятно где. В моём симуляторе (не новом) на Боингах их нет. Но заблудиться в небе довольно сложно.
А теперь возвращаюсь к Cessna с навигатором. С GPS навигатором там все понятно, писать про неё нечего.
А остальное такое:

GPS панель справа, т.е мне куда-то сильно вбок надо смотреть, чтобы её увидеть. Маленькое окошко боку слева… маленькое.
Под авиагоризонтом – целый компас со стрелкой на VOR маяк. ADF – NDB маяка нет вообще (в документации написано). При этом основная навигация по ним (КГц), а не по VOR маякам возле аэродромов. Вот это очень серьёзный недостаток.
Теперь серьёзная придирка. Указатель вертикальной скорости крупно:

Чтобы показать чёрную стрелку, мне надо увеличить картинку. Важные значения вертикальной скорости показаны желтыми линиями.
Посадка осуществляется следующим образом. Лечу я горизонтально на 75% мощности и с триммером руля высоты (наклон носа вверх), настроенным на горизонтальный полёт.  При подлёте мне надо быть в 5 милях от полосы на высоте 1000 футов над землёй. Когда я там, я снижаю мощность двигателя. Скорость вперёд снижается, потому снижается подъемная сила. Самолёт начинает снижаться, даже если не трогать штурвал. Вот с такой скоростью 5 футов с секунду он и должен снижаться. Эта величина более точно настраивается либо двигателем либо штурвалом.
Вот как это выглядит на стрелках:

Ограничение тут +10. Будет больше или меньше, скорее всего, уже потом ничего не важно будет.
Посадка на самолёте с навигатором (при чуть другом виде экрана):

Как в настоящем, не знаю. Теоретически там может быть значок глиссады примерно тех же размеров.
Когда человек водит машину, ему не очень нужны приборы. Момент переключения передачи можно услышать по слишком шумной работе мотора. Так и тут. Я и так знаю, что при снижении мощности двигателя с 75% до 50% начнётся снижение со скоростью примерно 5 футов в секунду. Этим можно пользоваться. Но восторга такой вариант не вызывает.
У Боинга на шкале выводится ещё куча другой информации:
https://dream-aero.ru/instruktazh/boeing-737-ng#instruction-video


Это очень важная информация. Это скорости, при которых надо убирать шасси и закрылки, иначе они отвалятся. Такую информацию надо выводить на красной табличке в половину экрана, а здесь она впихнута маленькими буковками, потому что надо крутиться вокруг этой шкалы скорости. Это как важный пункт договора напечатать мелким шрифтом и спрятать пунктом №123.
Странно как-то. 
Ещё странно, что нет резервных частот ADF-NDB маяков (как для всех остальных). Там есть рабочая частота, на которую летит самолёт и резервная, которую можно заранее настроить. Для перехода на следующий маяк (заранее настроенную частоту) достаточно нажать одну кнопку. ADF-NDB при движении надо менять чаще (они – основной инструмент навигации), но только одна частота, потому заранее её задать нельзя.

 

Просмотров: 12 | Добавил: akostina76 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz