Про бабушку Веру
В честь 8-го марта, с которым поздравляю тех, кого касается)))
Рядом со сказкой про двух Морозов , про которую было тут:
https://akostina76.ucoz.ru/blog/2021-02-17-6941
… обнаружила (на стр 16) коротенькую заметку:
У нас в доме хранится карточка Олега. На ней ещё детскими крупными буквами написано: «На память дорогой голубке бабушке от её внучка Олега».
Олег очень любил мою маму, а свою бабушку Веру, и бабушка любила его. У них была крепкая дружба.
Моя мама — бывшая батрачка, член партии— казалась внуку замечательным человеком. Она много рассказывала ему о том, что испытала сама.
Маленький Олег не отходил от бабушки. Всё ему надо было знать: почему богатые были такими жадными и на что им нужно было столько денег? Почему бедные люди так много работали, а голодали и мёрзли? На все вопросы - бабушка Вера подробно ему отвечала. Она рассказывала ему про Ленина, про то, как большевики привели народ к победе.
Олег вырос и стал хорошим комсомольцем. Когда немецкие фашисты напали на нашу Родину, Олег боролся против врагов. Бабушка Вера помогала внуку и его товарищам-комсомольцам. Она прятала оружие и охраняла их тайные собрания. Вот какая бабушка была у Олега Кошевого.
Справедливости ради, надо добавить, что Олег погиб так ничего и не поняв. Так что со способностью объяснять в бабушки было плохо. Но это уже не для 1-го класса и даже не для школы. Как бы ни призывала Вера Инвер в послесловии задуматься о том, что там реально случилось («Друг мой! Друг мой! Подумай обо всем этом.»), очень сложно это объяснить почти детям.
В книге Фадеева есть яркий отрывок, в котором бабашка Вера колет дрова. Его-то я и вспомнила:
Бабушка Вера Васильевна, худая, высокая, жилистая, колола дрова, высоко занося колун костлявыми длинными руками и опуская его с такой силой, что воздух с хеканьем и свистом вылетал из бабушкиной груди. Как видно, она еще не жаловалась на поясницу, а может быть, считала, что клин клином вышибают. Лицо у бабушки было сильно загорелое, темное, худое, нос тонкий, с трепещущими ноздрями, - в профиль она всегда напоминала Марии Андреевне Данте Алигьери, изображение которого Мария Андреевна видела в дореволюционном многотомном издании "Божественной комедии". Вьющиеся кольцами седоватые темно-каштановые волосы обрамляли смуглое лицо бабушки и падали ей на плечи. Обычно бабушка носила очки в черной тонкой роговой оправе, приобретенные так давно, что одна из держалок, которые заправляют за уши, отломилась просто от времени и была прикручена к оправе черной ниткой. Но в эту минуту бабушка была без очков.
Она работала с особенной - удвоенной, утроенной - энергией, поленья с грохотом летели во все стороны. Выражение лица и всей фигуры бабушки было примерно такое: "Черт бы побрал этих немцев и черт бы побрал вас всех, коли вы боитесь немцев! Я лучше буду колоть эти дрова... крах... крах... И пусть эти поленья, чтобы черт их побрал, летят во все стороны! Да, я лучше буду греметь этими поленьями, чем допущу себя до вашего унизительного состояния. А если мне за это суждено погибнуть, то черт меня побери, я уже старая и смерти не боюсь... крах... крах..."
И бабушка Вера, увязив колун в сучковатой чурке, вдруг развернулась всей чуркой через плечо да так трахнула об обушок, - чурка так и брызнула на две половинки, одна из которых едва не сшибла Марию Андреевну с ног.
Могла ли она придумать гимнастику для оздоровления? Судя по биографии, могла:
Нет, она, как всегда, была на высоте, бабушка Вера, бобылка. Она была дочерью сельского столяра, родом из Полтавской губернии. Муж ее, уроженец Киева, мастеровой-путиловец, после первой мировой войны, с которой он пришел сильно израненный, осел в их селе. Будучи замужем, бабушка Вера вышла на самостоятельную дорогу, была делегаткой на селе, работала в комнезаме, потом поступила на службу в больницу. И смерть мужа не сломила ее, а еще больше развила в ней эту черту самостоятельности. Теперь она уже, правда, не служила, а жила на пенсии, но еще и сейчас могла, в случае нужды, подать свой властный голос. Бабушка Вера уже лет двенадцать как была партийной.
.. Муж с Первой Мировой вернулся больной, но помер явно не сразу. И в больнице работала как минимум врачом, так что медицинские познания тоже были.
Вот такая бабушка было у Олега Кошевого)))
|