Путешествие голодного китайского интеллигента
Моё предположение, что в степи в тот момент было лучше, чем в городах – только предположение (пока не важно, откуда взявшееся). И уж, тем более, я не знаю, почему так получилось.
Есть утверждение, приписываемое Чингисхану. Ну, очень похожее на шутку, придуманную значительно позже. Фраза такая «Одна из радостей путешествия – это видеть новые города и знакомиться с новыми людьми».
Возможно…. не шутка. И, возможно, в этом было не все дело, но значительная его часть. Выходы ищут и находят (или не находят) люди. Для этого нужны какие-то знания и качества. Но, всё по порядку.
Из биографии все того же Елюя Чуцая:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Елюй_Чуцай
Родился в 1189-м году. Китайский чиновник с 1205 по 1215-й год. После осады и взятия города убегает в буддийский монастырь, где сидит три года (т.е до 1218-го и до 29 лет).
В 1219-м выловлен и отправлен в путешествие, которое опишет… его личный секретарь:
Текст тут:
https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XIII/1200-1220/Can_Cun/frametext1.htm
Краткая справка выше чтобы понять, насколько это всё цирк. Почтенному учителю 30 лет. Ему, судя по всему, выдан полный набор почестей, понятных китайским чиновникам того момента. В виде тех самых учеников и названия «Учитель».
А, с другой стороны, он действительно умный. Он и примерно такие же, отловленные по монастырям и горам, чуть позже придумают ту систему налогообложения, то устройство, и те законы, которые позволят монгольскому государству стать самый крупным в мире. Военной силы для этого мало. Так бывает, когда предложенный вариант в основном устраивает.
Но чтобы так случилось надо 1] поймать 2] предложить ту «еду», которую он считает «вкусной» 3] под страхом смерти протащить до Узбекистана и обратно для расширения кругозора 4] все это время хорошо кормить (буквально), потому что он голодный и уже больной.
Откуда всё это? Из текста по ссылке. Там все вполне открытым текстом. Ведь расчёт на поиск примерно таких же, которые ещё где-то бегают:
При жизни, временная разлука еще сносна; но тяжела вечная раздука по смерти…. «Даосы бродят беспечно и так проводят время; если обнаженный меч будет висеть над их головами, они и этого не боятся; тем более, ненадобно заранее унывать, когда разбойники еще не явились..
… Не по своей воле поехал.
в день ел однажды, где тут до сыта? и насильно не спал за полночь...Я еще не могу отрешиться от пищи 362 и сделаться вожделенным беглецом
… Плюс описание того сколько тут еды и сообщения о том, что снабжение стало ещё лучше. Сытым такое не интересно.
Я тоже всесветный человек; с ранних пор, оставив путь подвижничества, я блуждаю под ветром и пылью; я не годен...облетев все страны света, я войду, наконец, в чин духов
… Когда же я, наконец, сдохну?
И т.д. Описание смешано с правильными словами из умных книжек. Наверное, раз учитель, то учить чему-то должен.
Но это не все. Чтение книжек – дело полезное. Именно там он прочтёт мысль, которая стала «мостом», позволившим перебраться в новую жизнь:
На севере был только холод, и виднелись пески, да сухая трава. Здесь граница Китайскому духу 173. Но для души Даоса везде хорошо, где бы не пришлось ему.
… за чисто китайские пределы.
А монголы нашёптывали примерно такие доводы здравого смысла:
В таком случае, посредством служения Северной Медведице 125, можно постепенно подняться в южные палаты
… Будешь служить северу – получишь свой любимый юг.
Рождается кусок с вонючим запахом и садится семя, с из которого созревает демон истины и лжи трех миров 169; его ветви и листья разростаются в бесконечность, с оно восходит за древность и нисходить доселе, и нет средств против него
… Зачатие – не самый гигиеничный процесс, но другим способом жизнь не возникала никогда.
В тексте ещё много чего. Рекомендую))).
Но основное уже понятно. В городах просто нечего есть. А в степи хорошо. По ней ходят довольные жизнью и весёлые монголы.
Из предисловия:
Вселенная велика, творения пространны; если они не будут познаны чувствами слуха и зрения, то и великий ум не может всего вполне знать
… Фраза 1229-го года. Смесь слов, приписанных Чингисхану и моих рассуждений о том, что умный что-то сделает, только когда расширит кругозор.
Так почему в городах плохо? Настолько плохо, что предлагается снести все в северном Китае и устроить пастбище (потому что выгоднее):
https://ru.wikipedia.org/wiki/Елюй_Чуцай
Ещё в 1230 году часть монгольских нойонов, заявляя, что от китайцев нет никакой пользы, предложила Угэдэю их уничтожить, а земли превратить в пастбища. Против этого предложения выступил Елюй Чуцай. С помощью точных расчётов он показал, что гораздо выгоднее будет не уничтожать население, а установить систему постоянного налогообложения
… Скорее всего, какой-то перекос цен. Судя по тому, что монголы увезли с собой арабских ремесленников, их труд и товары были дорогими, а что-то в китайских и прочих городах настолько дешевое, что никого не могло прокормить.
Плюс в этих городах сидели люди, предпочитавшие не выходить за их пределы. Чего они придумают? Даже самые умные?
У монголов, судя по всему, не было ни тех, ни других проблем. Кочуют они везде, видят все разнообразие жизни. Они и в степи были самодостаточны и сыты, потому их не особо интересовал грабёж. Это точно делало их привлекательными. Русским князьям они предлагают 10%-налог. А князья – молодцы, всё про себя сказали. Предложили завоевать и взять все, т.е тот самый общепринятый и общепонятный грабёж, который монголам был просто не нужен. У монголов мысли о налаживании какого-то варианта жизни, которая потом и наладилась. У князей мысли о том чего и как разово хапнуть, никаких реальных планов жизни. И жизни у них дальше не было. Потому что планов уже не было, а современная китайская военная техника у монголов уже была.
|