Разные способы увеличения прибыли
Заголовок отсюда:
https://alex-rozoff.livejournal.com/798405.html
Ужас глубин параэкономики: капитализм исчерпал ресурс живучести, отмеренный ему при зарождении
Я опять отношусь к этому как к мнению, возникшему в результате наблюдения.
А теперь просто порассуждаю на тему текста. В тексте описывается некая модель. Экономическая модель. Модели дали название «капитализм».
Но моделью она быть не перестала. А модель это схематическое описание наблюдаемой реальности и того, как взаимодействуют её части.
Экономическая и социальная модель. А где в ней то, что можно назвать «машина»? Понятно, что её нет в конце 18-го века. В задачах про санки, которые тащат с горки, пренебрегают сопротивлением воздуха, потому что оно слишком мало. Видимо, тут также.
В модели остались капиталист, для которого главное прибыль, и работник, которого хочется заставить работать без прибыли, но в современных условиях не получается. Но, хорошо это или плохо, такой реальности давно нету.
Хороший пример современной реальности недавно проехал мимо меня в парке. Машина – газонокосилка. К ней прицеплена коса, длина которой метров пять. Машина медленно едет и срезает полосу травы. В ней один шофёр. И нету толпы с ручными косами, которых надо как-то оптимизировать, стимулировать и заставлять работать за деньги, достаточные для проживания.
Опять же, хорошо это или плохо, но современный менеджер скорее вышвырнет сотрудника, с которым проблемы, чем будет долго-долго-долго думать о том, как быть в модели из двух взаимодействующих и неотменяемых частей.
Я много раз уже вспоминала предпринимателя, который в 1998 году со смехом рассказывал о том, как отказался брать на работу обратно своего помощника. Ответ обосновал словами «Я сейчас с удовольствием получаю твою зарплату». Просто он был единственным, кто что-то про все это сказал. Остальные так делали молча.
Я не зря пишу о том, что у этой модели есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, никакой защиты. Не нравится – иди гуляй. А, с другой, этому предпринимателю придётся самому что-то делать, потому у него есть повод максимально улучшить условия труда, хотя бы для себя. Исчезает чёткая и жесткая грань и определённые обязанности и свойства сторон. В результате всего этого работнику, если его все-таки наймут, скорее достанется газонокосилка с кондиционером, чем ручная коса, которой хозяин точно не захочет косить. Так постепенно в лучшую сторону меняются свойства окружающей реальности. Если я предполагаю, что мне придётся этим заниматься, я сделаю так, чтобы это было лёгкой прогулкой в парке, а не тяжелой и долгой работой.
Все остальное никуда не девается. Любая «газонокосилка» это инвестиция. Даже если от неё нет прямого дохода, от неё есть снижение обобщенных расходов. Либо не будет головной боли от необходимости общаться с рабочим. Либо будут меньше свои же трудозатраты. Самовозросшую стоимость бизнеса от инвестиции тоже куда-то тратить надо. Вот она и тратится в себя. Или в другого, если его возьмут работником.
В итоге всего этого у меня получилось не только очевидно, но и даже банальное: механизация снижает расходы и увеличивает прибыль.
Вот ей и надо как-то прикрутить к исходной модели Адама Смита. И ситуация, при которой надо обязательно возложить работу на людей, выжав из них все, перестанет быть безвыходной.
Ещё одна ситуация вспомнилась. В конце 2018 года девушка польстилась на 500 рублей от попутчика по дороге в Тулу. Девушка – менеджер двух ресторанов в Москве. Не вдаваясь в подробности, все это показатель очень плохой ситуации с деньгами. Возможно, хозяева попытались переложить общие проблемы ниже и по тем, кто ниже, вся эта ситуация со снижением доходов проехалась ещё сильнее.
С моей точки зрения, людей из экономики, в которой работники работают с нулём прибыли надо забирать, а экономику ликвидировать. Возвращаясь к тексту: я даже хочу, чтобы такое ушло из экономики.
Вопрос только в том, на что пересаживаться. Хватит ли на всех «газонокосилок» на которых один заменит десять человек и согласится на зарплату пятерых? Остальные пять зарплат станут прибылью бизнеса.
Я видела людей, ориентированных исключительно на организацию людей, выполняющий простые и понятные операции. Всякий тайм- менеджмент и т.д. По тем или иным причинам, жизнь продвинула их. Проблема только в том, что простые операции мало стоят. А нужно сложное и за него даже готовы много заплатить. На 22 землекопа дрон не сделают. И такой менеджер не в состоянии организовать производство сложного.
Раз продвинулись такие, то жизнь требовала землекопов и подходящих им прорабов. Но к 2018 году, судя по всему, все это окончательно зашло в тупик.
В стране много отраслей. И налоги разные. Но текст про прибыль. А больше всего прибыли у добывающей промышленности, торговли и обрабатывающих производств.
Картина сальдированных результатов по всем субъектам по этим отраслям не очень информативна:
Но есть надежда, что после спада в 2014 начала нарастать уже какая-то другая промышленность:
Я не знаю, как назвать эту реальность и не думаю, что название важно. Если это тот процесс и если он раскрутится, то можно будет говорить о том, что развитие возможно. Любое обрабатывающее производство это сложно. Люди, нацеленные на бригады, в которых надо оптимизировать работу людей, это и не любят и не могут. Но
есть и другие люди, пользующиеся другими инструментами для увеличения всё той же экономической прибыли. Может, у них получится.
|