Рисование модели в AutoCAD-е.
Для примера взят AutoCAD 2000. В более поздних версиях слегка поменялся интерфейс, но не поменялся смысл, т.е вводятся всё те же команды и перемещения даже если вводимое для удобства находится не в командной строке, а на экране возле курсора мыши.
Взять его можно тут:
https://yadi.sk/d/AJZ0fPcWnGbve
И тут:
https://drive.google.com/file/d/0B3i2SFYLER0HNk8zWUFlMGJxUjQ/view?usp=sharing
Если не запускается setup.exe, то правая кнопка на нём->свойства-> совместимость-> Галка «Запускать программу в режиме совместимости с Windows 2000»
Список кратких команд AutoCAD-а – файл C:\Program Files\ACAD2000\SUPPORT\acad.pgp
Для примера же взята деталь из фильма «Эскиз и технический рисунок детали»:
https://youtu.be/Bv59-tIjZ2s
В этом тексте про модель, без вывода чертежа на бумагу (что нужно не всегда). Про вывод именно чертежа для печати (на бумагу) как-нибудь в другой раз.
Построение чертежа в фильме хоть и немного но всё же намекает на то, как будет изготавливаться деталь по этому чертежу. Вначале будет взят брусок, потом к нему будет приделан цилиндр, потом в этом всём будут сделаны определённые пазы в нужных местах. Про обработку металла тут:
Токарная обработка:
https://youtu.be/Rau1aiUTv1c
И тут (фрезеровка):
https://youtu.be/E7k34Y-FZes
При токарной обработке берётся круглый «батон» и обтачивается по кругу же на нужную глубину. При фрезеровке в болванке любой формы большим «сверлом» вырезается углубление на нужную глубину.
При рисовании детали к AutoCAD-е к этим двум операциям добавляется литьё.
Токарная обработка представлена командой revolve, которая позволяет прокрутить любой профиль на нужное количество градусов, сделав объемную фигуру. Пусть имеется замкнутая линия, нарисованная командой pline (polyline, сокращение «pl»):
Прокрутив её на 360 градусов вокруг оси командой revolve (сокращение «rev») получается такое:
Фрезерная обработка. При фрезерной обработке из заготовки убирается какое-то количество материала.
Пусть в большой заготовке надо вырезать кусок в форме маленькой заготовки:
В этом случае рисуется отдельно то, в чём надо прорезать и форма которую надо прорезать. После этого они на чертеже совмещаются. А после этого идёт команда subtract (su), вырезающая одно из другого:
Итоговый результат выглядит так:
«Литьё» представлено командой extrude (ext). Пусть требуется вот такая деталь:
Можно было бы взять прямоугольную болванку, а потом срезать с неё углы. Но можно уже начальной болванке придать не прямоугольную форму, а тот профиль который нужен. Т.е можно нарисовать такую pline:
… и уже из неё командой extrude (ext) сделать трёхмерный объект.
Метод «изготовления» модели детали в AutoCAD-е выбирается в зависимости от реальной или кажущейся простоты.
Деталь – направляющая в фильме состоит из прямоугольной (обточенной в нужных местах части) и цилиндра. В данном случае мне проще всего нарисовать внешние контуры вида сверху, а потом выполнить «литьё» (extrude) всех этих контуров на нужную глубину. После этого надо сделать нижний вырез.
Прямоугольник размером 90 на 50 рисуется командой RECTANGLE (rec), начиная с любой точки на экране. Ткнув в эту точку, проще всего задать относительные (относительно первой точки) смещения координаты противоположного угла, введя в командной строке «@90,50» («90,50» означало бы привязку к абсолютным координатам экрана, чем пользуются крайне редко:
Цилиндр диаметров 30 должен располагаться в середине прямоугольника. Чтобы его нарисовать потребуются координаты центра и радиус. Радиус можно будет задать цифрой, а центр проще всего нарисовать так:
Рисуются две служебные линии, которые потом будут удалены:
Используется команда line (l). Все координаты для неё вводились мышью. Отмечалось мышью то, что предлагала система привязок (выделялось на экране желтыми крестиками прямоугольниками, кругами).
Повторный вызов ранее набранной команды в командной строке можно сделать дойдя до неё в списке, нажимая на клавиатуре кнопку «вверх». Повтор последней команды – кнопка Enter.
Рисование круга – команда circle ( «с»):
Центр указан мышью как точка пересечения прямых, а радиус задан с клавиатуры. Можно задать диаметр. Если вместо числа (радиуса) ввести букву «D», то будет предложено ввести диаметр.
Иногда в командах предлагается выбрать какой-то вариант. Переход на этот вариант – ввод большой буквы:
Когда круг нарисован служебное перекрестье можно удалить.
Удалить объекты можно нащёлкав их мышью на экране и введя команду ERASE (e) в командной строке.
Выделить линии можно и показав прямоугольник на экране. Если рисовать прямоугольник с правого нижнего угла в левый верхний, то будут выделены все объекты, которые хотя бы частично в него попали (в данном случае две пересекающиеся линии):
Отмена выделения – кнопка Esc.
Прямоугольник, нарисованный с левого верхнего угла в правый нижний выделяет только те объекты, которые попадают в него целиком. В данном случае это будет только круг:
Чтобы было проще я нарисую все пазы в детали которые мне потом надо будет как-то срезать. Треугольник в левом верхнем углу:
… рисовался командой PLINE. Его начало (нижний угол) задавался от верхнего левого угла прямоугольника вниз на 7 единиц. Потому на пожелание задать точку в командной строке было введено «from», на экране была выделена точка, а в командной строке смещение «@0,-7», т.к по координате X без смещения, а по Y вниз на те самые 7.
Следующая точка треугольника совпала с углом и была указана мышью. Третья точка вводилась как смещение на «@7,0» относительно текущего положения. А треугольник получился при замыкании полученной линии буквой «С» (close).
Нет смысла рисовать такой же треугольник в других углах. Проще отразить (команда MIRROR) уже имеющийся относительно середины прямоугольника. Делается так:
Вводится команда MIRROR (mi). Выделяется объект, который надо отразить. Вводится линия относительно которой это надо сделать. Привязки настраиваемы и могут вводится разными путями. В данном случае для надёжности вводились в клавиатуры «mid of» - середина верхней линии и «per to» - пересечение с нижней. Потом будет предложено удалить исходный треугольник. От предложения надо отказаться, нажав «N» или просто Enter если этот вариант предлагается по умолчанию.
Боковой паз рисуется с помощью прямоугольника (REC):
От (from) точки середины отрезка (mid of) строго влево откладывается половина длины паза. В относительных переменных это «@-10,0». Противоположный угол прямоугольника «@20,-7».
Теперь оба треугольника и паз отражаются в нижнюю часть:
Выделяются все три объекта, а в качестве линии задаётся середина отрезка (mid of) и центр круга (cen of).
Дальше есть два вариант действия. Можно нарисовать итоговую PLINE по углам прямоугольника с учётом срезанных углов и пазов, а потом выполнить EXTRUDE получившегося контура. А можно сделать так, как обрабатывали бы железную деталь, т.е сделали бы брусок, а потом убрали из него лишнее. Рисую PLINE по контуру:
Рисовать её легко, никаких цифр писать не надо, т.к AutoCAD предлагает поставить каждую следующую точку по привязке к углам. Кругом тут отмечено начало PLINE, что иногда важно. Когда линия длинная и сложная можно забыть, где она начиналась. Когда линия нарисована, этот круг можно удалить.
Выделенная (по щелчку мыши в любом ей месте) PLINE выглядит так:
Теперь можно делать из этого чертежа трёхмерные объекты (SOLID). Высота основания – 25, высоту цилиндра 50.
Дважды выполняется команда EXTRUDE:
Первый раз выделяется внешняя PLINE, второй раз – круг.
На чертеже после этих операций ничего не изменилось. Чтобы увидеть изменения надо посмотреть на деталь не строго сверху, а с какой-то другой стороны.
Переход в режим, в котором можно крутить трёхмерные объекты – 3DORBIT (3do):
Переход в режим 3do виден по появлению сферы. Кроме того по правой кнопке появляется другое контекстное меню. В нём, например, можно задать «окраску» (shade) объекта для улучшения визуальных качеств:
Возврат к привычному виду:
1] VIEW (v), выбор TOP (вид сверху) в диалоговом окне
2] shademode – выбор «2d» т.е только линии.
3] Вызов Zoom (приближение/удаление) по правой кнопки мыши. Если в этом режиме провести мышью сверху вниз изображение удаляется. Снизу вверх – наоборот приближается.
Мне осталось сделать нижний паз. Для этого мне надо перейти в вид слева (VIEW -> LEFT) и нарисовать прямоугольник:
В данном случае важна привязка именно к середине линии, т.к изображение уже трёхмерное и он может попытаться предложить для привязки центр круга (расположенный дальше) например.
Далее надо сделать заготовку убираемого паза (EXTRUEDE этого прямоугольника на длину бруска 90 или больше).
После этого направляющая имеет вид:
А если её закрасить (через контекстное меню 3dorbit или командой SHADE), то видно что никакого паза в ней нет:
Действие команды SHADE (также как и любой другой последней команды) можно отменить командой UNDO (u).
Паз вырезается командой SUBTRACT (su):
При этом вначале надо выбрать те объекты, в которых надо вырезать паз (в данном случае это и брусок и цилиндр), а потом выбрать то, что будет вырезано.
Результат выглядит так:
|