Рост депозитов
Рост капитализации:
https://spydell.livejournal.com/784026.html
У меня эта проблема была названа ростом депозитов. И вызвана она может быть либо неуверенностью в будущем (т.е накоплением подушки безопасности) либо отсутствием фантазии, т.е невозможностью придумать, куда деть деньги. Т.е безумием не в смысле болезнь, а в смысле недостаток мозгов.
Все это абстрактные схемы и модели. Слова ещё более условны. Нет возможности использовать деньги. Деньги удобны тем, что их можно сразу использовать (потому они и абсолютноликвидны). Но дальше проблема, использовать нельзя, потому деньги мечутся между разными видами денег. У нас такими «деньгами» для вложения становятся инвестиционные квартиры, на Западе акции крупных фирм.
Деньги должны давать возможности, а не создавать проблемы при хранение (главная задача – не потерять). Но для использования, возможностей должно быть столько же, сколько денег. Не знаю, откуда проблема. Может из возможности печатать их сколько угодно, ни к чему не привязываясь.
Ситуация, когда деньги нельзя использовать, похожа на ситуацию, когда их нет. Может, их, действительно нет?
Ещё вспомнились замороженные миллиарды резервного фонда. Когда я про них думаю, я понимаю, что это деньги очевидно не мои. Они там как-то придумали, как их заработать и куда девать. Остальные тут ни при чём.
Но ведь получается, что эти деньги и не их. Были бы их, придумали бы, что с ними делать. А это, получается, были какие-то лишние деньги. Были и сплыли – естественное продолжение непонятного несоответствия.
У людей куча проблем. Думаю, что у тех, кто эти акции скупает, проблем тоже много. Вопрос в способности дотянуться до решения. Вчерашний пример с газонокосилкой – пример проблемы и её решения. Деньги – один из инструментов, позволяющий убирать проблемы. А если убирать проблемы с их помощью не пытаются, получается как на графике капитализации. Чего не хватает, чтобы пытались и решали – вопрос сложный.
Что касается нашей ситуации, то я её понимаю так. Есть богатые. При особом кризисе всего, они начинают скупать квартиры. Проблема сохранения та же, традиции другие. Резкий скачок цен я вижу во время ковида. Уже до ковида было то самое убийство девушки, занявшейся частным извозом. Это работа для безработных, и то не всякий этим займётся. А тут работающий человек, какой-никакой управленец. В 90-е так не было. Ситуация означает, что формально средние зажаты предельно.
Придумана система. Нравится - не нравится, но она работает. Люди где-то работают, что-то едят, на всех столах горят лампы, в городе кладут плитку.
В любой системе есть человек, который этой системе нужен. Этой системе нужен человек, который приедет в Москву и либо купит квартиру, либо начнёт платить за аренду. Если он покупает квартиру, он вначале платит строителям, потом налог на недвижимость и коммунальные платежи городу. При аренде ещё проще. Он платит какому-то владельцу инвестиционной квартиры. Хорош он тем, что платит. Есть расхожая фраза «Я не червонец, чтобы вам нравится», А такой почти червонец, он нравится тем, что платит.
Вот так все и ехало на этой «рабочей лошадке» среднего класса, пока её не придали со всех сторон. Рост цен на бензин – это бензин машины и отопление квартиры. Это – рост расходов. А снижения доходов… в такой ситуации может и не потребоваться. Достаточно оставить их на том же уровне, а расти им при стагнации не с чего.
В Москве в первый год войны снижение количества машин – атрибута людей со средними доходами. Если там проблемы с машинами, будут проблемы и деньгами на квартиры. Коммунальные платежи растут, платежеспособность арендаторов падает. В какой-то момент станет невыгодно этим заниматься.
И тогда, наконец, начнут продавать инвестиционные квартиры и начнётся снижение цен на жильё. Это и будет означать конец эпохи. Жили, заработали, вложили в полушку безопасности. В какой-то момент пора начинать пользоваться добавкой к пенсии. После смерти не потребуется. Ковид всем подпортил здоровье, потому в условные 65 вряд ли стоит рассчитывать больше чем на 10-15 лет.
Что будет с жильем, не знаю. Может у кого-то появится много денег, и они жить начнут в трёх квартирах. Может, снизятся цена на бензин и отопление. Когда нефтяники и налоговики доедят арендаторов и даже собственников, они останутся наедине. Пока им всем хорошо, люди как-то тянут выросшие коммунальные и прочие расходы и налоги на недвижимость. А если бросят и начнут распродавать это слишком затратное жильё, придётся решать, кому снижать аппетиты (городам брать на себя заброшку, которую некому тянуть, или нефтяникам снижать цены).
Это все мои предположения. Я и в оценке имеющегося часто ошибаюсь, на точность прогнозов не претендую. Тут важно то, что мне не очень надо знать, что происходит сейчас и как развивается этот процесс (если это тот процесс и он развивается). Мне как-то другие вещи кажутся более важными.
Но для себя я тихо ориентируюсь по московским ценам на жильё. И вижу в них проявление того же тупика (от той же неспособности придумать другие варианты использования).
|