Самолет развалился в воздухе?
Отчёт тут:
https://travelfoxes.livejournal.com/451373.html
У крыла самолёта есть разные плоскости, которые можно двигать. Выглядит это примерно так:
Если рассматривать все происходящее в понятиях времён деревянных двухэтажных этажерок (у которых таких штук не было), то можно сказать, что последовательно летело три разных самолёта. Первые два летели, третий упал.
С 14.53.15 (взлёт) до 14.55.02 летел «первый самолёт», точнее у этого закрылки находились в положении «FLAPS 2». Подъемная сила создаётся движением крыла в воздушном потоке. Чем больше скорость, тем больше подъемная сила. А ещё эта сила определяется формой и размером крыла, что и позволяет мне говорить о трёх разных самолётах. А них разные крылья и они по-разному ведут себя в воздухе.
Проще всего описать форму и качество крыльев, по поведению при горизонтальном полёте. Первому самолёту, надо двигаться вперёд со скоростью 162 kt, с подъемом носа 8 градусов (срисовано с цифр 14(11).55.01). При таком движении его высота не будет меняться.
Второй самолёт появился, когда закрылки перешли в состояние FLAPS 1. Этот самолёт летел с 14.55.02 по 14.57.33. С ним тоже ничего не случилось.
А вот третий самолёт (т.е этот же с закрылками в положении FLAPS 0) не удалось поднять ни автопилоту ни пилотам. Он с трудом сохранял заданную высоту, а потом вообще упал. Вообще-то это означает, что крылья у него были слишком маленькие. Созданной ими подъемной силы не хватило для полёта.
Данные полёта:
Возникновение нелетающего самолёта у меня обозначено красной точкой. Но задвигание закрылков – процесс не мгновенный. Длился он между красными горизонтальными линиям. А информации о состоянии закрылков между синими стрелками.
В тексте проверяется вариант срабатывания защиты от угла сваливания. Если у самолёта слишком поднят нос, подъемная сила может мгновенно пропасть. Потому при подходе к таким углам автоматика может начать снижать угол наклона. Но оснований для её срабатывания не было.
От себя добавлю, что стабилизатор (маленькие горизонтальные крылья хвоста) начал поворачиваться раньше, в момент, обозначенный малиновой линией. В тот же момент начинается увеличение скорости. Это похоже на деформацию, точнее прокручивание из-за воздействия набегающего потока. Ветер, наконец, стал такой силы, что этот хвост сдуло. Причём сдуло в правильную сторону.
Есть неприятный эффект, который называется реверс элеронов. Крылья тоже могут деформироваться при слишком большой скорости движения. Пусть поток развернул конец крыла верхней кромкой назад. Элерон опускается ниже (чтобы увеличить подъемную силу крыла), но общий угол уже такой, что крыло вообще теряет подъемную силу (то самое сваливание от слишком большого угла). При увеличении скорости стабилизатор (оперение хвоста), насколько понимаю, развернулся как и крыло, деформированное ветром.
Следующий странный момент. Между зелёными линиями идёт увеличение скорости движения самолёта и, наконец, превышает предельно допустимое. Самолёт тяжелый. Двигать его сложно. Его не только надо тащить вперёд, чтобы создалась подъемная сила. Ещё надо преодолевать лобовое сопротивление ветру всей конструкции. Набор скорости при снижении – нормальное явление. Земля притягивает, и скорость возрастет из-за силы гравитации, а не работы двигателя.
В данном же случае высота не меняется. Самолёт, хоть и с трудом, её сохраняет. Т.е. скорость до конца графика растёт из-за работы двигателя. Старая шутка «с достаточно большой скоростью полетит что угодно» означает, что малое крыло (малую подъемную силу) можно компенсировать сильным двигателем, который создаст большую скорость движения (подъемная сила пропорциональна и площади крыла и скорости движения вперёд).
А упавшего третьего самолёта крыло такое маленькое, что скорость выше допустимой не может поднять самолёт. А, с другой стороны, лобовое сопротивление настолько низкое, что двигатель способен разогнать его до такой скорости.
Рабочая версия – закрылки отвалились при убирании. Ветру проще обтекать такие крылья. Если закрылки есть в общей куче обломков, все это – глупости.
p/s
Немного про странное поведение датчиков. Если датчик крена прицеплен к тому, что плохо закреплено, он будет сообщать информацию не для целого самолёта, а для своего крепежа.
При закрылках в положении FLAPS 1 возникают рассогласования в данных датчиков скорости с разных сторон фюзеляжа. Я не поняла, которые датчики (скорость или положение в пространстве?). И не знаю, как они устроены. Но если на их показания могут влиять деформации, слабый крепёж и что-то постепенно отваливающее и пролетающее мимо, то это может быть объяснением.
|