Самолёт Ту-160
Приборная панель:
С цифрами:
То, что я, возможно, правильно идентифицировала.
1. Горизонтальная скорость. Красным выделено начало шкалы. При такой скорости не летают (недостаточно подъемной силы).
2. Авиагоризонт. С голубым, значит, авиагоризонт. На таком же справа лучше видно.
3. Вертикальная скорость (подъем, снижение)
4. Ещё один авиагоризонт. На нём что-то красное. Возможно, есть автопилот и так устанавливается максимальный крен. А, может, просто дублирующий прибор.
5. Компас с установленным направлением. Обычно понятно, куда надо лететь. Но любой север – юг – маленькая цифра на ободе, потому удобнее вывести линию и при полёте ориентироваться по ней. Если есть автопилот, то он использует эту же информацию о направлении.
6. Направление на ADF-NDB маяк (частота КГц, навигационный маяк на маршруте) и VOR-DME маяк (частота МГц, маяк аэропорта).
7. Две стрелки, значит, высотомер.
8. По виду похоже на остаток топлива в двух топливных баках (баки расположены в крыльях).
9. Датчик скольжения.
10. Двигателей 4 штуки. Для всех выводятся обороты. Видимо при старте эти двигатели нагреваются не одновременно. На одном обороты могут быть больше, на другом меньше. Самолёт из-за этого может начать крутиться на полосе. Холодный самолёт в симуляторе так постоянно делает. Ещё поэтому эти данные важны (уже нагрелось и обороты одинаковые?). К тому же, с двигателем может что-то случиться. Сразу видно по этим цифрам.
11. Указатель, из какого топливного бака берётся топливо. Видимо, так можно компенсировать слишком тяжелый груз с какой-то стороны самолёта. Где-то должен быть переключатель, откуда брать топливо (из правого, левого или из двух).
Под компасом находятся кнопки. Если, опять же, есть автопилот, то он там может включаться. Тогда на каком-то из приборов может задаваться высота. Вряд ли нужна точность до метров. Скорее и километров хватит. Левее большого авиагоризонта (2) и компаса (3) два каких-то прибора. Возможно, один для того, чтобы задавать высоту.
Нечто непонятное без цифры в середине может выводить луч VOR-маяка. Чисто по логике: чего нету? Если так, то это очень удобно. Все приборы, которые я видела, какие-то очень неудобные. Точнее, они удобные только при посадке, когда с достаточной точностью надо знать, находишься ли в нужном месте. Но если от аэродрома далеко, мне может быть просто интересно, какой луч я сейчас ловлю. Я могу получить эту информацию, но очень сложным и долгим путём. Потому меня всегда удивляло, чего они просто не выведёт значение луча на круглый прибор.
Вместо штурвала джойстик:
В автомобиле руль прицеплен к рулевым тягам на колёсах. Поворот руля поворачивает колёса. Если нет гидроусилителей, то там просто жёсткое соединение железок, давящее или тянущее. На ВАЗ 2105 у меня на руле даже была такая специальная резинка с пупырышками, чтобы руки меньше скользили при повороте руля, например, стоящей машины.
Самолёт поворачивает, сдвигая плоскости на крыльях и хвосте. В самом простом варианте там те же обычные железные тяги. Я не знаю, насколько там больше усилия надо прикладывать. Но если большие, то штурвал удобнее.
Здесь, скорее всего, есть гидроусилители. А штурвал заменили джойстиком, чтобы он меньше загораживал приборы. Не скажу, чтобы мне нравился джойстик, но, скорее всего, здесь это не имеет значения.
Про шлем не знаю. В Як-18 было очень шумно. Общаться можно только через телефон. Правда, там был не шлем, а наушники. Здесь может ещё кислород быть.
Левее штурвала ещё какой-то странный прибор. Не знаю, что это.
Боковая панель:
С цифрами:
1. 4 ручки явно для управления 4-мя двигателям.
2. Ещё какие-то 4 ручки и 4 кнопки. Подача топлива, топливное насосы? Явно что-то для двигателей.
3. Под белой стрелкой написано «подъем». Могу предположить, что это триммер руля высоты.
4. Шасси? У Боинга и Аэробуса ручка примерно там.
5. Шкала под ручкой похожа на шкалу закрылков (0-40?).
6. Похоже на задатчик частоты МГц (VOR-DME навигация и общение с аэропортом). Там жесткие диапазоны. Например, навигационный маяк в Пулково имеет частоту 113.4. Но они все от 110 до 117. Потому можно задать одну цифру 3 и сотые доли 40. Эта панель и позволяет задавать цифру от 0 до 9 (шкала слева) и десятичную часть (шкала справа). А снизу ручки – крутилки. Возможно, жёлтые кнопки справа определяют, что вводится.
Рабочих частот много:
https://xr.ivao.aero/atc/airports/ULLI
Это все зачем-то может потребоваться. Лучше это заранее ввести.
7. Я не знаю, что может быть таким ярким, чтобы сразу видеть правильно или неправильно. Например, стояночный тормоз.
Не нашла задатчика частоты ADF-NDB маяка в КГц. Левее оборотов двигателя есть странная шкала, похожая по диапазону, но очень непохожая по виду.
Не нашла данных VOR-маяка для захода на посадку. Там должен быть задан луч, который ловится в 4 милях от полосы.
Если
1] под самолётом дальний маяк
2] Направление движения совпадает с направлением полосы
3] VOR-маяк поймал заданный луч с достаточной точностью,
… то можно садится.
Вообще-то есть и другая система (настройка на посадочный луч), но мне не удалось это выловить.
Наверное, что угодно можно посадить чисто визуально, но как-то странно, если большой самолёт так садится.
Есть возможность посадки только по NDB маякам, которые тоже стоят возле полосы:
Направление полосы известно. Перед полосой стоит маяк с частотой 334 КГц. Мне надо как-то заранее прицелиться чтобы, с одной стороны, лететь курсом полосы, а с другой лететь на этот маяк. Тогда у меня будет и курс полосы, и я не пролечу её слева или справа.
Насколько понимаю, сейчас обычно есть три возможности посадки. По таким маякам, по лучу VOR маяка перед полосой и по посадочному лучу (если суметь его выловить). Наверное, эти варианты постепенно добавлялись. Сейчас есть все три для надёжности. Чем больше таких вспомогательных вещей, тем меньше все зависит от человеческого фактора и возможных человеческих ошибок.
Ещё не нашла расстояние до VOR маяка. VOR-DME- полное название системы. Этот маяк умеет сообщать расстояние до себя. Тоже удобно и полезно. Пусть я сажусь в Красноярске и лечу на маяк с частотой 344 КГц. Я не знаю, где я нахожусь и сколько до него. Когда я мимо него пролечу, стрелка резко развернётся и уже пора будет садиться. Но лучше заранее знать, где находишься и что уже близко. Для больших самолётов особо актуально, они очень быстро летят.
Осталось вспомнить, что тут есть несколько приборов непонятного назначения. Может, что-то из них показывает недостающую информацию.
|