Симфонический оркестр про жизнь
За несколько лет до своей смерти Чайковский планировал
написать симфонию «Жизнь». Возможно, какое-то переосмысление своей роли в
жизни. Симфонии не получилось. Из того, что посчитал интересным, сделал концерт
для фортепьяно (№3) с оркестром:
https://www.youtube.com/watch?v=i1lczLqf6Rk
В музыке все можно понимать как угодно. В таких концертах
есть солист (в данном случае фортепьяно) и оркестр. В солисте можно увидеть человека с его
мнением, позицией и прочем. А оркестр может показывать то, что вокруг него. Они
как-то взаимодействуют. Точно также и человек как-то реагирует на окружающую реальность.
Может ей подыгрывать или спорить с ней. Или, наконец, просто присутствовать.
Вот мне и показалось интересным отношение уже взрослого Чайковского к тому, что
вокруг него происходит. Много чего там происходит. Торжественность первой
симфонии в голосе солиста пропала. Разве что иногда появляется какой-то
жизнерадостный попрыгунчик. Теперь что-то торжественное исполняет скорее
оркестр. Впрочем, тема фортепьяно вполне стыкуется с оркестровой.
Более мелкие детали в музыке.
Большой оркестр хорош тем, что в нём много инструментов – голосов. Значит с его
помощью можно показать заведомо больше персонажей – участников а, значит и
более сложную картину. К тому же, музыка не требует напряжения глаз (как при
чтении) и части мозга, отвечающей за речью.
Чистый поток информации поступает в мозг напрямую.
«Пачка сигарет» в исполнении «Симфонического кино»:
https://www.youtube.com/watch?v=MWNyHF46rw8
Сюжет песни известен. И он очень подходит для того самого
солиста и оркестра. Там тоже человек и окружающее его пространство (в виде окна
и неба). Солист в этой композиции – духовые инструменты (дудка какая-то, а
потом труба). А вот насколько остальным удалось изобразить небо с чужими
звёздами, не возьмусь сказать. Тут уж, кто что услышит.
|