Смерть как зрелище
Я ошиблась. «Тарас Бульба» написан в 1835-м году. Это фильм, что ли, снят в 1962-м.
А вот – источник вдохновения:
отсюда:
https://drive.google.com/file/d/1ijzzEfogm7tNy0gH2Hb1F1Izq8dHoCJY/view?usp=sharing
Подозреваю, что такой литературы был намного больше, чем перечислено.
Перед описанием казни Остапа показана толпа зевак. Мало у людей в жизни других развлечений. Потому они дружно собираются на такое… сомнительное зрелище. В толпе хахаль - комментатор объясняет своей девушке «Когда его будут пытать, душечка. он будет кричать. А когда ему голову отрубят, он кричать перестанет».
Война это в первую очередь смерть. Далеко не всегда быстрая и безболезненная. Читатели чем-то похожи на эту толпу, от нечего делать пришедших посмотреть на вид смерти. А чтобы им было ещё интереснее, палачи придумывают, а авторы пририсовывают какие-то дополнительные ужасы. Ещё интересно, где тут причина, а где следствие. Все эти разговоры о пропаганде насилия в компьютерных играх вызывают сложные чувства. Играющий в компьютерную игру точно знает, что это всё ненастоящее.
Но ведь было и настоящее. И дыба, и сдирание кожи и костры. Это не война. Это что-то другое. Точнее не всё тут война. Есть особо зверское поведение Тараса после казни Остапа. Но сбоку там и что-то другое прогладывает. И даже не желанием запугать и инерцией (так делали раньше) тут всё не ограничивается. Запугивание это ведь тоже часть пропаганды, как и литература.
При всей бредовости последних слов перед смертью (никто в реальной ситуации перед смертью ничего такого не говорит), есть там и интересные рассуждения. В том числе и слова о том, что недостаточно верующий не помрёт достойной смертью. Андрея совершенно неинтересно застрелили. А вот Остап и Тарас… те совсем другое дело. Возможно это намёк на религию, на то, что истинно верующему перед смертью (подобно своему богу) полагается мучиться. И что именно оттуда ползут исторические факты, от которых волосы на голове вставали даже в начале 19-го века.
|