Трансформация образования
По поводу этого:
https://domestic-lynx.livejournal.com/263912.html
К моменту моего обучения (конец 80-х) советское школьное образование утратило все свои преимущества. Лично у меня оно отбило интерес сразу ко всему. И ВУЗ выбирался не по интересам, а по тому, что вызывало минимальное отвращение.
С профессиональным образованием было лучше. Потому на третьем курсе мне вдруг стало понятно, что рассказывать могут что-то интересное. На 13-м году обучения. Но лучше поздно, что никогда. В тот момент это ещё было поправимо. А возникшая способность учиться позволила по разным причинам и при разных обстоятельствах изучить ту самую пропущенную мимо ушей школьную программу. Для чтения медицинских учебников, например, потребовалась химия.
Именно в школьный период надо было делать модели самолётов (тогда понятно про параметрический резонанс и отваливающиеся крылья):
https://akostina76.ucoz.ru/blog/2024-07-21-8844
В школьном возрасте надо было запускать ракеты на черном порохе. Только так понятно, про что курс Теоретической механики (реактивная сила, устойчивость полёта и т.д). Преподаватель той кафедры на первой лекции специально спросил, есть ли среди студентов хотя бы один человек, который чем-то таким занимался. Таких не было.
Список можно продолжить.
Как следствие, люди учили студентов, у которых не было необходимого фундамента. И с рядом закономерных результатов. Развалилась страна как система. Образование в ней развалилось ещё раньше.
Подозреваю, что в тот момент яма была самой глубокой. А дальше все выбирались из этой ямы. У меня был свой путь. У других другой. Т.е возвращать, как было, точно не надо. Реально руины, разбитые окна и ветер свищет (при соблюдении всех формальностей).
Наверное, вначале надо громко сообщить страшную тайну. Учреждения НПО (начальное профессиональное образование) и СПО (среднее профессиональное образование) дают школьную программу. Это обязательно. Но поскольку они дают ещё и специальность, процесс растягивается на год для НПО и на два для СПО.
По тем или иным причинам с этим этапам стараются побыстрее закончить. Я, например, предпочла стандартный диплом за 5 лет, а не магистратуру за 6. Совсем не хотелось растягивать это «удовольствие» ещё на год.
Пусть человеку предлагается не меньше, а даже больше. Промежуточное СПО (+2 года) и потом ВУЗ (с большим опытом и знаниями). Реально это лучше. Но жизнь без итоговой бумажки это жизнь в подвешенном состоянии. Т.е понятно, что уйдёшь с дипломом, но нервный это какой-то период, который хочется быстрее закончить. И заканчивается он с искренней радостью от того, что «больше никогда не будет 1 сентября». Формулировка не моя, но настроение передано правильно. Все. С этого момента больше никаких экзаменов.
Так было у меня. А у юношей, не поступивших в ВУЗ, есть все шансы попасть в армию, куда они обычно не хотят. Военная кафедра позволяет туда не попасть, а если и попасть, то офицерами.
Жизнь и форма образования не очень стыковались. В 90-х это все ещё не выродилось в платные бумажки и в бумажки от ПТУ, переименованных в Университеты, и не дискредитировало образование как систему. В данный момент никакая бумажка не означает ничего. За исключением того.. что надо исключать из общей системы)).
Важно тут то, что получаемого образования не хватало для реальной жизни. Лично я ещё закончила вечерние платные курсы бухгалтеров в ближайшем к дому ПТУ (или Техникуме). Т.е я получила ту самум дополнительную специальность. Правда за деньги и за полгода (две пары по вечерам).
Много позже, но имея этот опыт, я пыталась устроиться, чтобы меня научили дерево обрабатывать. Тоже в ближайшее учебное учреждение. Но меня не взяли, потому что они выдают официальную бумажку, а это – мужская специальность. Результаты самостоятельного изучения обработки дерева собраны в текстах по стройке.
Есть масса вещей, которые нужно знать. Как снять корпус электрического выключателя? Понятно, что его надо поддеть отверткой. Лучше еще знать, с какой стороны. Ролики в youtube и прочая взаимопомощь в Интернете сейчас заменили обучение на курсах. Но тут важно то, что дееспособный человек (который вообще выжить может в имеющихся условиях) не может обойтись одним образованием, которое когда-то получил. Он все равно получает информацию тех самых НПО и СПО. Другое дело, что у него обычно нет никаких документов об этих знаниях, позволяющих работать по этим специальностям.
Предлагается добавить вариант НПО или СПО, а после этого выбор работа или ВУЗ. Или работа, а потом ВУЗ. В таком предложении нет ничего плохого. Предлагается не деградация, а реально лучшее и большее.
В конце 80-х прозвучала хорошая формулировка «Мечта нашего начальства – у всех по три класса образования и лопата в руках». Это не шутка. Нытье про отсутствие рабочих кадров, в общем, правильно ассоциируется с теми людьми. Но эти люди скоро совсем рассосутся. А возможность и даже необходимость более широкого кругозора останется. Предлагается дать возможность работать сразу и учиться дальше, если хочется. Это хорошо потому, что есть возможность найти квалифицированную работу.
Но есть тут и проблема. Обучение развивает мозг. А любая работа, к сожалению, отупляет. Поступить куда-то через год намного сложнее. Потому стараются поступать сразу.
Если совсем коротко и просто: современность требует постоянного обучения, если хочется оставаться на приемлемом уровне. Никакого 15 лет отучился, а всю остальную жизни используешь, давно не может быть. А даже 17 (школа+СПО+ВУЗ) не получится. Какие-то курсы по специальностям, какие-то курсы повышения квалификации. Это все будет. А вот как это организовать, чтобы люди могли так просто так жить, не очень понятно.
Обучение это хорошо. Не только полезно, но и интересно. Но это тоже работа, которая требует сил.
|