Возникновение Гулага
Слово «возникновение» может и не совсем корректно, но пусть
будет оно. Дедушка Горького рассказывает о том, что Аракчеев отправил в Сибирь
группу каких-то сектантов. Не важно, кого и когда. Можно назвать тех сектантов
декабристами. Либо близко, либо одно и то же. Важен примерный год – 1825.
В 1887, т.е через 60(!) с
лишним лет полицейский говорит о происках английской королевы, подрыве
государства и т.д. На этот раз речь о народовольцах, а набор слов больше всего
похож на обоснование в служебной записке. Оно не должно быть правильным, оно
должно быть убедительным. Есть ощущение, что текст скатали с документов
60-летноей давности, хотя бы потому что довод проверен
практикой. К тому же, что там было в 1825 тоже вопрос.
Между ними были нигилисты, представленные в общеизвестной литературе Базаровым.
Интересна реакция системы. Пришел человек со странными взглядами. Система
(смесь церкви и полиции) начала поиск аналогов в прошлом. Нашла… богумильцев. Лично я считаю, что она ошиблась, но это уже
не важно. Важно, что предположив приход странной оппозиционной христианской секты, она вспомнила об оппозиционных официальной церкви раскольниках. И соорудила
на их основе агентурную ловушку, чтобы все протестанты против чего угодно шли к
местным униженным и оскорблённым. Не знаю, были ли в тот момент настоящие
раскольники, или там была сплошная агентура, сочиняющие героические рассказы о
своей борьбе, так понравившиеся 15-летнему подростку. Важно, что они, хоть и
сотрудники, но «сидели» во все той же Сибири, куда
отправляли их подопечных. Впрочем, судя по двум 10-летнми срокам в Якутии,
которые были в управленца, который организовывал артель садоводов, конкретно
эти жили очень комфортно (не выжил бы иначе).
Хотя, может и не был он в Якутии. Может на воздушном шаре куда-то летал. Кто
туда поедет проверять? А мажет и был.
Работал бригадиром при добытчиках алмазов. Но сам киркой на морозе не махал.
Этот вклад в развитие страны предстояло внести настоящим народовольцам.
Самое время попытаться понять, откуда они взялись. Просто интересно. Ведут они
себя за гранью всех приличий. Морду за это можно бить
сразу, Горький этого не понимает только из-за возраста. Вот только там
настолько всё плохо, что возникает мысль о сумасшествии. И вспоминается… мамаша
Мармеладова и её благородные дети. Человек самоотверженно штопает по ночам
носки, но вот поминки устраивает так чтобы «все было как у людей».
Экономическая стратегия не совместимая с жизнью, не смотря на похвальную бешенную активность в условиях когда Раскольников просто лег
в комнате и лежит.
Видимо не все Мармеладовы померли от туберкулёза, некоторые довоспитывали
детей до взрослого состояния. Видимо это какая-то аристократия, потому связь с
декабристами не совсем притянута за уши. Только сильно обедневшая
и с окончательно уехавшее крышей.
Видимо, если смотреть на всё это взрослыми глазами, больше всего это похоже на
человека с манией величия, привезенного в Казань «на показ».
Система решает дать этим «кроликам» послужить стране и народу
тем единственном способом, на который они способны – в тяжелом климате на
тяжелой работе, несколько лет до смерти.
Надо полагать, «кролики» на все это смотрели как-то иначе, но интереснее
Горький и его реакции на происходящее. Того самого 17-летнего Горького, который
находит на улице какого-то алкаша и чуть ни на себе тащит его дома, чтобы не
замёрз. Только в 17 лет такое можно сделать))). В этом
возрасте любой окружающий мир «гнездо», в котором ценны без разбора все
элементы, просто потому что они часть целой системы,
которая должна оставаться целой (для «птенца» критически важно чтобы «гнездо»
не разрушилось).
Вокруг него танец людей, не умеющих танцевать и похожих на лошадей. Тех самых,
которые «где-то кони пляшут в такт, не хотя и плавно»
(у Горького довольно длинный текст с описанием этого «танца»). Но есть те,
которые на этом фоне выглядят как-то по
приличнее. Если сейчас есть
профессиональные сообщества, в которых могут быть тренированные мозги, то единственный
образованный в окружении Горького – аптекарь. Только он смог рассказать
ребёнку, кто такие гунны. Таких людей мало. Можно сказать, что кроме сети нет
никого.
И эта сеть… в полном составе отрабатывает на результат. От артистичного попа с
говорящей фамилией Клопов (провокатор какой-то) до типа, который в драке
подбадривает дерущихся.
И буЛочник, который не буДочник
– полицейский, прикармливает студентов только для того, чтобы их сдать. Это
вроде эпизода с кошкой. Дал поесть, погладил, а потом взял за задние лапы и
стукнул головой и столб.
Горькому студенты не нравятся, но вот такое поведение, да ещё в
исполнении самой нормальной части общества, он перенести в тот момент не может.
Но все кончилось хорошо. Для всех. «Мать» Горького (1905)
– попытка призвать на роль кроликов молодых рабочих. Горький не может не
понимать, что он делает. Вроде, нехорошо. Вот только альтернативы в этих
рабочих ещё хуже. Умереть от пьяники или в драке. Медленное гниение с
гарантированным результатом. А через Сибирь есть шанс выйти во что-то лучшее.
Один из сотни, но не ноль.
А в 1913-м, когда Горький пишет свою трилогию, видимо что-то ещё затевается.
Спасённый от мороза алкаш по-французски говорит в конце 1880-х «Если бы он
знал, куда я его веду». Накануне Горький слышит примерно то
же мировоззрение от какого-то рабочего. Видимо, слышит не только это и свободно
понимает сказанное, в отличие от большинства, которое не знает этого «языка».
Но что там было в 1913-м, которое насторожило уже давно взрослого Горького, не
знаю.
|