Времена очаковские и покорение Крыма
Из биографии Суворова. Начинается война. Его непосредственное начальство – Потёмкин, пытается убежать. Добегает почти до Петербурга. Потёмкин – политическая власть. Суворов – военный. Он очередной раз демонстрирует свои таланты и выиграет в ситуации, которую все, видимо, считают безнадёжной. Там все на грани, но в результате победа.
Следующий эпизод. Подходит турецкий флот. С русской стороны много чего, хотя бы три конфликтующих адмирала на один флот. Их биографии ещё смешнее. Но самое интересное, что они ухитряются победить. Что было с той стороны не написано. Но, видимо, пытались произвести впечатление количеством. Не впечатлили. Их начали топить. Видимо у странной компании адмиралов была хотя бы тактическая сообразительность. С той стороны и этого не было.
А с Очаковым… совсем интересно. Судя по странному изменению тона писем Суворова и по тому, что помянуты преторианцы, он его штурмует с целью положить там какой-то заготовленный для мятежа полк. Возможно, бегство Потёмкина было вызвано этой угрозой. В общей неразберихе приказ, встали и пошли. И не вернулись.
Там вообще все очень весело. И офицер, упавший в окоп на собственную саблю. И чуть не погибший от взрыва склада боеприпасов Суворов. И Суворов, играющий в шашки в луже свой крови. С лужей крови понятно. Я – старик так могу, а теперь вы – молодёжь покажите себя. Кто-то вылезет из лужи крови живым, а кто-то по дурости не рассчитает.
Если внимательно читать, то видно, что прячется за всеми этими общепринятыми любезностями.
Тот случай, когда и формулировать-то… кхе. Но, с другой стороны, началась война и пришла вражеская армия. В этой реальной, а не фантазийной ситуации есть правильные и неправильные действий. Можно не отправлять солдат на бесполезный штурм. Очаков взяли через два месяца, когда пропала возможность его поддержки с моря. Был бы мятеж. Не было Потёмкина и Суворова. И война, скорее всего, была бы проиграна. Но все было бы красиво и соблюдением всех приличий.
Татьяна и Онегин вспомнились. Есть фантазии Татьяны, а есть конкретный Онегин, который, по аккуратному выражению Пушкина – не герой книжек, кем бы он ни был. Если бы это были люди, а не образы мировоззрений, кончилось бы изнасилованием. Потому что молодое животное, вылезшее из ночных клубов, где сплошные ножки и рожки. Остальное есть, но поверхностно.
Девушка, ориентирующаяся в такой ситуации на книжные фантазии, гробит свою судьбу. Если руководство страны начнёт реагировать не на конкретную войну или прочие конкретные ситуации, а на свои фантазии, сильно подпортит жизнь всем, кто под ними.
Вот и простой ответ на вопрос плох или хорош Суворов, отправивший на убой кучу потенциальных мятежников в компании с теми, кому не повезло. При других действиях в той ситуации было бы ещё хуже.
А теперь вопрос: если ли во всем этом свечи, старинный паркет и прочий свечной заводик? Про свечи тут:
https://www.culture.ru/poems/19735/oplavlyayutsya-svechi
Это вечно. И никуда не девается. А что ушло в 1972 году? Суворова очень давно нет. Сейчас есть только люди, способные как-то интерпретировать ситуацию. Все, даже если не хотят, добавят что-то от себя. Так что было добавлено, что не привлекло слушателей и оставило ощущение жуткой ветхости:
https://proza.ru/2022/01/11/2131
Вопрос риторический, ответа не требует. Мне просто показалась интересна сама ситуация. На сложный вопрос об отношениях Суворова и Потёмкина отвечает попытка Потёмкина убежать. Простых отношений у сложных людей не бывает, а Суворов, судя по этому событию, – однозначная самостоятельная политическая сила. А ситуация 70-х показывает, что проблемы возникли у того, что забрал себе историческое наследство и пытался его использовать в своих интересах и со своими дополнениями. Не получилось. Предложный вариант мировоззрения не прижился. То ли рассчитан был на книжных Татьян, то ли его писала Татьяна, которая так и повзрослела до конца. А нормальный взрослый человек Татьяной не был. А версии про простодушие и горячность, всегда сливаемые в таких ситуациях, и, видимо, призванные вызвать симпатии к простому мужику вызывали сложные чувства. Остальное в том же духе, красивое и благородное, тоже.
p/s
Подробности, скорее всего, в баснях Крылова. Вспомнила «Вы, друзья, как не садитесь, всё в музыканты не годитесь», когда про адмиралов читала.
|