Завтра в Европе была война с Наполеоном (1)
С чего начинать, непонятно. Да и не очень важно, с какого утра, какого понедельника. Живёт уважаемый доктор с хорошей репутацией. C хорошими доходами. Но у богатых клиентов денег вначале меньше, а потом нету. Т.е совсем нету. Банкротство, самоубиваться пора. Или голодать. Пенсию по старости ещё не придумали. Да и лет 55-60 не такая уж ещё и старость.
Симптом плохой ситуации.
А что было раньше? Давно ушел в пираты муж Марты. Точнее, помер он давно. Ушел он совсем давно. Волна неблагополучия пошла. И даже не позавчера. И в какой-то момент докатилась до Фауста.
А что будет потом? Но все по порядку.
Мефистофель приходит к Фаусту в момент, когда уже край. Дальше тут ничего. И по деньгам ничего. И по идеям ничего. Фауст – интеллектуальная элита. Но лекарств от ситуации в его среде нет. Он не знает, где есть. Может, в кабаке. А тут нет. Это он знает точно. Потому и уходит.
Ситуацию он понимает. И дорожит этим пониманием. Потому и просьба к Мефистофелю: убить его, когда кто-то или что-то запудрит ему мозги.
Ни Фауст ни муж Марты вот это все уже не могут. Потому и уходят. А вокруг обычные люди продолжают жить обычной жизнью. Отвратительной жизнью (по словам Мефистофеля), хотя ангелы при боге (государственная пропаганда) вещает о том, как все прекрасно. Ближайшее, что ждёт этих людей, мошенничество с бумажными деньгами, потому что процессы уже запущены и на корабле прошлого уже будут только неприятности, которые сильнее всего ударят именно по его пассажирам. Фауст сбежал вовремя и потому избежал этого удара.
А муж Марты… добыл драгоценности для Маргариты и помер. Большая сосна валится и придавливает собой все остальное. Это примерная цитата описания происходящего в экономике. Даже до Фауста докатилось. Но у Мефистофеля все в порядке, потому что он контролирует тех самых пиратов. Потому так хорошо осведомлен об их средней продолжительности жизни и о том, как умирает основная масса. Публичные дома тоже под его контролем, там работает та проститутка, которой муж Марты принёс награбленное.
Именно эти «картины» висят рядом. Драгоценности для Маргариты и рассказ о муже Марты.
Маргарита – персонаж сложный и неоднозначный. Но для её матери все довольно просто и однозначно понятно. Шкатулка с огромными деньгами явно криминального происхождения. Ограбят кого-то завтра на улице, обвинят их. Отдать церкви – наименьшее из зол. Может и они подкинули. А если не они, так, может, посчитают полезными и помогут. Нормальная реакция на ситуацию нормального добропорядочного обывателя. Причём, даже довольно сообразительного. Вот только система координат меняется. Наверху уже сплошной шабаш ведьм и он уже готов обрушится на головы тех кто снизу переменами и всевозможными неприятностями.
А кто там ещё гуляет по улицам? В церкви живёт злой дух. Он и шипит угрозы Маргарите.
«Гроза» Островского – странное произведение. Вторую девушку там тоже зовут Варварой. А вместо злого духа пришлось придумать сумасшедшую барыню. Все как-то за уши притянуто, но крыша может поехать на чём угодно, потому хоть про барыню не скажешь «так не бывает».
А вот возле Маргариты пасётся самый настоящий местный злой дух, обитатель тамошних мест. Но и Маргарита хороша. Разница в возрасте создаёт ощущение обязанностей, но почти ребёнок – уже не ребёнок. И нашим и вашим. И фраза Мефистофеля о том, что религия женщинам полезна, потому что из богобоязненных женихов получаются покорные мужья.
Она начинает компостировать мозги Фаусту, тот скрывается вдаль. Возможно, ещё Мефистофель пытается объяснять незрелым массам правила жизни. Маргарита не хочет предложенного варианта жизни. Лучше уж умереть, чем так жить. Она хотела официального богатого мужа, как было в прошлом. Но в будущем было будущее. Возможные варианты будущего её не устраивали. Других не было.
Тут очень важное произошло. Зачем Мефистофель Фаусту понятно. Но ведь и Фауст Мефистофелю зачем-то потребовался. Наверху драка всех со всем. Сооружается новая политическая сила. Маргариты от Мефистофелей шарахаются, а с Фаустами согласны гулять. Да и Фауст после ареста Маргариты сообщает Мефистофелю, что охранка – его потолок, а за её пределами он ничего не понимает. Его и пригласили общаться с народом, а теперь он этого народа защитить не может (тем более, не может выполнить свою функцию в системе). Потому и скандал.
Проблема в том, что прав скорее Мефистофель. Выбирать надо. Кто убил мамашу и ребёнка непонятно. Но «да» и «нет» надо говорить достаточно внятно. Иначе просто не жилец. Потому и умерла. Интересен конец. Гёте пытается соединить уже мёртвого Фауста с Маргаритой (а кто проверит?) . Это все та же попытка использовать Генриха в для подхода к массовой Гретхен. Вот такие эти Гретхены. Тысячи примерно одинаковых. Такие у них были желания, нежелания и особенности характера.
Но нежелающее жить умерло, а жизнь продолжилась. Проблему пустой казны решили печатью бумажных денег. Впрочем, Марты и прочих полунищих это явно не коснулось. Извлекли кубышки «Скупых рыцарей». Сюжет Пушкина явно перекликается. Деньги лежат мёртвым грузом. «На барона похоронах прольётся больше денег, нежели слёз». Пушкин вовремя заканчивает рассказ и не пишет, кому попадут потраченные сыном деньги. Герцогу что-то попадёт хотя бы в виде налогов, потому он – однозначно заинтересованное лицо.
Как все это описать? Трагедия. Да. Но слишком коротко. Как это объяснить и описать? Огромный слон, с одной стороны страх обмана, с другой надежда, что на этот раз обмана не будет. И вокруг ещё персонажи. Штук 50. И все разные. А ко временам Наполеона все подойдут с воспоминаниями о том мошенничестве власти. Это и добьёт прошлую власть. Но пока… все получили заплату и пошли в театр.
|