Пятница, 29.11.2024
Мой сайт
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 22
Гостей: 22
Пользователей: 0
Главная » 2019 » Декабрь » 18 » Отличие поколений
20:11
Отличие поколений

Отличие поколений

Читала «Духless» и вспомнила «Не ходите за нами» «Бригады С»:
https://www.youtube.com/watch?v=0eVF26tKXBo

Эй, не ползите за нами,
Где мы, там просто нечего брать.
Там нечего думать, там не во что верить
И нечем, и нечем любить.

Совсем давно и своеобразное начало это опыт Горького и книги Кассиля «Улица младшего сына»:
Отец встал, прошелся по комнате, выстукал трубку о тяжелую корабельную пепельницу.

 — Вот Алексей Максимович Горький, когда мы были у него в Сорренто… Помнишь, Володя, я тебе рассказывал, когда я на «Незаможнике» служил и мы в двадцать пятом году в Италию ходили…

 Володя перевел дух. Он уже много раз слышал от отца рассказ о встрече с Горьким в Италии, куда отец ходил на миноносце. Никифор Семенович любил вспоминать про эту встречу, про то, как радушно принял их великий писатель, как запросто разговаривал он с молодыми моряками на своей даче. И то, что отец нечаянно вспомнил сейчас про большой день, который бережно хранила его память, уже предвещало благоприятный поворот в разговоре.

 — Максим Горький нам тогда, когда мы про культуру с ним говорили, что сказал? — продолжал отец. — Он нам тогда так сказал: «От хулиганства до фашизма расстояние, говорит, короче воробьиного носа». Он тогда нас учил, как надо человека уважать. «Человек, говорит, великий творец, и ему поклоняюсь». Рассказал нам тогда Алексей Максимович случай один из детства своего: как он мальчишкой любил камешками фонари бить на улице. Звон ему, видишь, нравился. А вот раз поймал его ламповщик да, вместо того чтобы по шее наложить, как следовало бы, рассказал о стекле, как его дыханием своим стеклодувы на заводе из горячего варева выдували и легкие у человека гибли, тратились вконец. «Вот, — говорит ламповщик тот, — дыхание свое человек и труд положил, а ты — камнем!.. « Вот, Вовка, хочу, чтобы ты человека уважать учился, каждое дыхание его берег, Все я понятно говорю?

… Т.е ребёнку прививается более внимательный взгляд, что ли. Причём не только зрительный, но и более глубокий. К картинке уличного фонаря цепляется куча информации. Окружающий мир оживает, что ли. С одной стороны экзотический звук разбитого, который чем-то нравится. А с другой - появляется некая большая картина, нечто цельное, которое как-то странно ломать.
Грубая робота это когда с точностью до сантиметров. Грубый взгляд это взгляд, который почти ничего не видит в окружающем мире, ни мелочей, ни динамики. В эпизоде ребёнка приучают вглядываться. Этот навык, если он получен, означает взрослую способность многое видеть, замечать.
Та же грубость – нечувствительность – хорошая защитная реакция от осознания каких-то несовершенств окружающего мира и собственного бессилия перед ними. Эти вещи «подкармливают» друг друга. Когда ты всё равно ничего не можешь, проще быть таким.
В ситуации с больной курицей в этом году проще было её зарезать. Я могу такие вещи делать без водки. Обычно же людям что-то под такие мероприятия выдаётся. А раньше, скорее всего, и давать ничего не надо было. Такова жизнь – ничего не поделаешь.
Более внимательный взгляд отключил грубость – природную защиту психики. И включил боль – результат контакта с реальностью. И это произошло в тот момент, когда наука и техника ещё не дали толкового инструментария для преодоления различных ситуаций. Более того, они сами наплодили проблем и «непознанных земель», что в 1960-м году зафиксировал Ефремов.
Сейчас, естественно, ничего полностью не преодолено. Полностью, наверное, никогда ничего не будет преодолено. Но я уже ощущаю в своих руках всю мощь современной техники. От дисковой пилы и баз данных до фитоспорина (для лечения растений) и видео, показывающего как делать укол курице. Довольно смешно говорить об опыте победителя. Какой опыт?... Каких побед?..  Но всё равно лучше, чем раньше. Потому больше злости (т.е энергии, которую ситуация требует направить на преодоление) и меньше печали от привычки к неизбежности чего-то плохого (уже полностью осознаваемого потому что научили осознавать).
Реальное отличие в этом. У меня есть не только осознание. У меня к нему добавлен набор мощных инструментов, которыми я, худо-бедно, но умею пользоваться. Этих навыков раньше не было потому, что не было этих инструментов. Наличие и того и другого позволило увеличить мощность (физический термин) рук или ВВП на душу населения (экономический термин). Количество знаний у человечества тоже увеличилось. Но когда говорят, что некто переместил несколько тонн из пункта А в пункт Б, это не означает что он быстро бегал с мешками. Он мог ехать на грузовике, используя силу двигателя. Тоже самое со знаниями. Человек использует возросший объем знаний, но обычно не в форме знаний в своей голове. Знания уже материализованы в форму инструмента в его руках. Водитель грузовика может быть слабее грузчика. Использование калькулятора может требовать меньшей сосредоточенности. Более того, мощный инструмент означает, что люди меньше усилий тратят на продумывание оптимального плана действий. Я не буду исследовать доску на предмет сучков. Я знаю, что дисковая пила легко прорежет что угодно.
По поводу этого:
https://www.gazeta.ru/comments/column/dragunsky/12861668.shtml?updated&fbclid=IwAR0aZ8S6M3Tgr0ro_HYq27v8qcnSsnHJ2Ti749EKQNSv3C0EUJCp4ibP08Q

Про количество знаний в основном уже написано, но кое-что надо добавить. Появился инструмент, чтобы увеличить и это тоже. Приведу пример с базой данных. Любая её таблица это строки информации, записанные в той последовательности, в которой их вводили. Если таблица содержит данные о 10 тыс. сотрудниках и надо найти кого-то записанного 3000-м, то машине придётся прочить 2999 строк перед тем как она найдёт нужную информацию. Машина подключена к постоянному источнику электричества. Если ей сказали, то она найдёт. У человека же есть предел сил. Если какая-то операция требует больше, то действие не будет выполнено. В случае базы данных существует инструмент, называемый индексом, который позволяет находить любую информацию за несколько шагов. Этот инструмент – надстройка надо информацией. Она повышает доступность информации, я значит и частоту обращения к ней.
Системное мышление, научное мышление, про которое было тут:
https://akostina76.ucoz.ru/blog/2019-12-03-6149

… это как раз та надстройка над обычным мышлением, которая позволяет немного увеличить объемы вещей и понятий, с которыми может работать мозг. Просто когда всё аккуратно сложено по удобным полкам оно быстрее и легче достаётся. Есть увеличение и тут, но не принципиальное, несравнимое с увеличением мощности инструментов.
У меня как-то весь текст… перпендикулярен (а почему мне не употребить это слово?)))) тексту статьи, потому сложно выдернуть параллельную мысли цитату. Пусть хоть это:
Постараемся понять. Широкой массе темных людей, совсем недавно освоивших грамоту, необходимы какие-то умственные костыли. Какие-то ориентиры, какие-то ярлыки, которые можно налеплять на вещи и тем самым как бы понимать их.
…  Термины - не костыли и не самоценное магическое заклинание. Обучающийся человек изучает мир, ранее ему неизвестный. В это мире есть новые для него предметы, у которых есть названия. Чтобы было проще учиться ему сообщается не только название и предмета но и определение (т.е что именно означает конкретное слово). Сам процесс обучения, например, расширяет кругозор.
Термин и его определение это такие же инструменты обучения как отвёртка и гаечный ключ при другой работе. При обучении новому лучше дать студенту записать, что означает новое слово, не надеясь на его память. Так и появилось определение как обязательная при обучении текстовая информация. Можно напридумывать вагон новых предметов с определениями. Когда потребовалось считать половины яблок придумали дроби. Когда кому-то зачем-то очень захотелось извлечь корень из отрицательного числа, возникли комплексные числа. У всего этого есть определения, из который математически точно следует, что будет происходить с ними при выполнении каких-то действий. Было бы другое определение – происходило бы что-то другое. Больше во всей этой системе нет ни-че-го.
Точное знание определений повышает качество коммуникации. Если два человека понимают под словом одно и то же им проще общаться. Если же кто-то не знает значения слова или его забыл, то не важно откуда он его возьмёт (из памяти быстро или из googl-е чуть медленнее), хотя это повлияет на скорость общения. Если кто-то понимает под словами разные вещи, то могут возникнуть даже споры без всякого повода. Но так может быть и с привычными словами (много раз видела).
Речь почти всегда не о чём-то абстрактном а о том, что хорошо, а что плохо. Я думаю, что не надо смешивать «память» и, например, «профессиональную эрудицию». Хорошая память позволит выучить наизусть таблицы Брадиса, что поможет быстрее работать в несовершенном мире, в котором нет компьютера. Профессиональная эрудиция тоже означает большой объем предметов-терминов-определений в голове. Но это другая информация. И важен не только (и не столько?) её объем, но и умение работать с ней, как-то связывать все эти вещи, делать выводы (в том числе и те, до которых другие не додумались).
Пример из моей жизни. Моё экономическое образование это бухгалтерские курсы. Там была не только бухгалтерия. Было немного законодательства, маркетинга, компьютеров, ещё чего-то. Люди ведь не в изолированном помещении существуют, а в хозяйствующем субъекте. Потому нужен хоть минимум про то, что находится за «дверью».
А у Миши в офисе было высшее экономическое образование, потому он додумался до того, до чего я бы не додумалась или додумалась бы намного позже. Он придумал свою чернушную систему учета с операциями типа Дебет Фирма-Однодневка №1 Кредит Фирма – Однодневка №2. Могу предположить, что им хоть как-то преподавали ненужную в обычной жизни экономику государства и систему национальных счетов. Там собираются и суммируются все данные и получается некая общая картина по стране (плюс минус импорт и экспорт). Т.е давалась общая схема, которая позволила легко придумать решение совсем отдельной учётной задачи. Профессиональная эрудиция это знание многого, что, вроде и не надо, но иногда оказывается полезно.
И тут я неожиданно вернусь к … Духless))).  В своё время, когда читала книжки, всегда ленилась читать последнюю главу про что-нибудь международное. Исходила из того, что это-то мне точно никогда не пригодится. У человека более чем достаточно оснований так думать. Но как врач раньше или позже столкнётся с тем, что выходит за пределы его узкой специализации (потому что человек – единый организм) так и любая деятельность, связанная с социумом, может столкнуться с тем, что нет отдельной страны, а есть человечество с его общими проблемами. И вот тут почему-то возникло противоречие. Почему-то знание иностранной литературы и всевозможной заграницы породило пустышку.
Это я к тому, что я понимаю проблему. И то, что бывают ситуации, когда единственное, что можно сделать с жизнью, это зафиксировать её результат, сделав из неё опыт – этакое предупреждение об опасности этого направления.
Первое, что пока пришло в голову – сообщающиеся сосуды. За границей на момент «слияния» было хуже. В  1855 были все основания говорить об отставании России и о том, что на преодоление отставания потребуется 100 лет.  Сталин говорил о необходимости пробежать все 30-е. Но победа в войне показала, что добежали, что процесс закончен. То, что имеется такое же или даже совершеннее (и по оружию и то социальному конструированию)
Хрущёв говорил про догнать и перегнать, потому что был примитивным дураком. Думать не умеющим. Умеющим повторять услышанное в молодости.
 

Просмотров: 167 | Добавил: akostina76 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz