Из учебника «Социальная психология» про задымление
Один человек почти сразу обратит внимание про дым из вентиляции, а в группе все будут ждать реакции других людей и очень долго ничего не делать.
Майерс «Социальная психология»
Когда испытуемые, работавшие в одиночку, замечали дым, они вставали, подходили к вентиляционному отверстию, принюхивались, разгоняли дым руками и, помедлив немного, сообщали о происшествии экспериментаторам. Поведение групп резко контрастирует с действиями одиночек: из трех человек ни один даже не пошевелился. Из 8 групп, в которых было 24 мужчины, лишь один сообщил о дыме в течение первых 4 минут (рис. 12.4). Через 6 минут после начала подачи дыма его уже столько набиралось в комнате, что люди практически ничего не видели, кашляли и у них щипало глаза. И тем не менее только в 3 группах из 8 нашлось по одному человеку, который забил тревогу.
Во всех ситуациях здесь:
https://akostina76.ucoz.ru/blog/2022-10-09-7782
… была работа в одиночку. Я что-то вижу, как-то интерпретирую увиденное и принимаю какие-то свои решения. Группа мне не мешает и ничье поведение меня не дезинформирует.
В случае моста что-то странное накануне могло видеть множество людей. Но в таких случаях люди обычно молчат, потому, что молчат другие. Это неправильно.
В предисловии к учебнику говориться о том, что экспериментировать на людях нехорошо. Но экспериментаторов оправдывает то, что цель экспериментов – выявить возможные ошибки в поведении и рассказать о них людям, чтобы эти люди не ошибались в реальных ситуациях.
Так что в поведении людей есть много интересного, что нужно изучать и знать. Но, наверное, все действия должны быть своевременны. В случае возникновения пожара, его надо тушить теми средствами, которые работают. И только потом выяснять, как так получилось.
Люди часто пытаются делить действия на правильные и неправильные вообще. Имеют право. Но, наверное, хотя бы иногда имеет смысл не так ставить вопрос, а попытаться прикинуть возможное развитие событий в это время и в этом месте при тех или иных своих действиях.
|