Игры
Для меня игра это деятельность, не имеющая прямого практического смысла. Когда я кладу недоделанный вариант программы чтобы можно было «поиграься» я даю возможность хоть как-то привыкнуть к тому, как это будет использоваться (хотя использовать в полном объеме это пока нельзя).
Игра это способ узнать или освоить что-то новое. Но в момент освоения нет возможности использования. Уровень познания ещё не тот. Когда ребёнок складывает кубики один на другой он узнаёт, что они могут падать вниз…. на практике изучая такое сложное явление как гравитация. Все очевидные вещи когда-то надо узнать. Вот он их и узнаёт в процессе того что принято называть игрой.
Всё, что делает ребёнок – игра. Не работа же! Хорошо помню первый построенный домик из конструктора (кирпичики с пупырышками для соединения). Они были сложен один на другой но всё-таки держались. Подошла «нехорошая тётя» и рукой смяла мое творение сказав, что так не делают. Как кирпичи класть, чтобы они прочно держались, тоже в какой-то момент надо узнать. Попробуете найти взрослого, который этого не знает. Но это никак не врождённое знание. Как это передавать в три года? Не в форме же лекций? Тут важно ещё и то что мир информационно многогранен. При игре было и ощупывание кирпичей и их внешней вид и слова, что так не строят. Другой вариант (при изучении обычных, осязаемых, вещей) – сужение информационного канала передачи информации, т.е это просто неэффективное использование времени.
Социум тоже иногда преподносит совершенно неожиданные сюрпризы. Мы в песочнице расставляли солдатиков и бросались камушками. Выигрывал, естественно тот кто больше собьет. Однажды мне пришла в голову мысль, показавшаяся гениальной. Надо взять дощечку и поставить перед солдатиками. Ведь правильно же: оттуда летит камень, дощечка – препятствие для камня. Камень, естественно, сбил и дощечку и тех, кто прямо за ней стоял, показав что противник вовсе не обязан думать так как я (и что жизнь сложнее). Есть ещё сила удара и прочность конструкции.
Человек довольно часто окружён неизвестным миром вокруг. В случае ребёнка этого неизвестного особо много потому требуется интенсивное поглощение информации. В «Улице младшего сына» это хорошо показано на примере корабля (который огромен и непонятно как устроен) и двух переключателей которые вполне естественно покрутить просто чтобы понять, а что будет. Вот он их и покрутил.
Не самый редкий метод, на самом деле. Вот где я возьму температуру при которой можно высаживать кабачки в парник кроме как из личного опыта? Не теоретически (я понимаю, что кто-то это знает) а практически (причём с минимальными трудозатратами в том самом реальном мире).
Нормально это когда ребёнок (или не рёбёнок) во время игры превращает неизвестное в известное. На примере все той же «Улицы младшего сына» и того, что они полезли в пещеры, в которые лазать было нельзя. Да, нельзя. Но вот лезть было естественно, хоть и опасно потому что во взрослом состоянии им бы всё равно пришлось туда лезть чтобы добывать камень. Война распорядилась иначе. Но оказались они в тех же самых пещерах хоть и по другой причине и с другой целью. Просто потому что пещеры были частью того что их окружало и дети интуитивно чувствует что чем раньше он освоит информацию об этом тем лучше.
Важна и полнота информации. Достаточно было один раз устроить поединок на выструганных деревянных мечах чтобы они полностью потеряли свой товарный вид покрывшись зазубринами. Понятно что это произошло неожиданно. Но лучше это узнать случайно во время игры, когда от результата ничего еще не зависит, чем во взрослом состоянии когда уже требуются какие-то результаты (и вовсе не результаты ошибок).
Это, на самом деле, тоже игра:
http://akostina76.ucoz.ru/publ/4-1-0-9
… не строительство же это, на самом деле. С умным видом объяснять что это на какой-нибудь всякий случай тоже не буду. Это тоже «кубики». Только кубики какого-то более глубокого понимания того самого окружающего мира, в котором надо жить. Вот и возникло желание начать познание с какого-то своеобразного начала, с костра в пещере когда пришёл ледник. Но ведь когда ребёнок раскладывает кубики он учится анализировать, а когда собирает башенку он учится синтезировать.
Также и тут. Есть проблем холода, есть источник тепла есть теплоотдача конструкции… А ещё есть единица измерения Вт и уравнение теплопроводности. Но знать, что это, мало. Надо ещё знать зачем это. И лучше если эти знания будут не поверхностными «из точек и пунктиров» а своеобразно полными, наполненными разнообразной информацией которую можно получить при играх, т.е при взаимодействии с реальностью а не при чтении про неё.
Это нормальный вариант, т.е вариант при котором один вид человеческой деятельности (игра) гармонично дополняет все прочие виды и помогает успеху там, где успех нужен (т.е в реальном деле).
Есть ещё патологический вариант. Это, грубо говоря, тетрис. Т.е. некое бессмысленное занятие чтобы убить время. Обвинять в чём-то тетрис и вообще такого вида игры довольно смешно. На административном уровне можно так организовать работу что все будут по уши заняты (причём по-настоящему) совершенно дурной работой. Это серьёзная деятельность, а не несерьезная игра но смысл всей этой деятельности напрочь отсутствует. Это просто сливание сил многих людей в канализацию.
Так вот. Было бы странно говорить, что людей только внешние обстоятельства вынуждают заниматься дурью. Этим можно заниматься и по собственной инициативе. В пьяном виде валяться в канаве тоже можно. Это тоже трата времени и чей-то выбор. Не факт что он хуже всех остальных. Бегать можно по прокуренным коридорам, это тоже вредно для здоровья, а компьютер это нагрузка на глаза.
Шутки шутками но есть во всём этом нечто объединяющее. Это бессмысленность действий. Это единственное чем это всё похоже на игру (которая полезное иногда занятие). Только это всего лишь внешнее сходство.
Есть ещё один вариант… Совсем суровый. Проверка на инфантилизм. Когда взрослый человек почему-то думает, что с ним кто-то/что-то во что-то будет играть. Это тоже не называется «играть». Это называется «заиграться». Можно заиграться во дворе и не увидеть, что уже поздно. Можно в песочнице встретить дурака, который не додумается бросить камушек в дощечку. Завтра до этого додумается кто-то другой и картинка реальности будет дополнена правильной информацией.
По пусть этого по каким-то причинам не случилось… и вырос человек который всерьёз считает что мелкая моторика – наше всё а тетрис прекрасно её развивает, из чего логически следует что у человека, который в середине рабочего дня предлагает в этот тетрис поиграть намерения как воздух гор чисты. Когда ненормально вообще всё очень сложно объяснить что конкретно тут не так. Проще придумать возможные варианты того, чем это кончится.
Так что как у любого явления есть настоящий вариант, который чем-то помогает. А есть фальшивка. Иногда можно отличить просто прикинув пользу. Фальшивка внешне похожа и даже поедает те же ресурсы на начисто этой пользы лишена. По тому анекдоту:
- В одном НИИ Карлесона сконструировали.
- Летает? Нет, не летает, но варенье жрёт банками.
|