«Маленькая трагедия наоборот»
«Маленькие трагедии» это несколько довольно коротких
произведений Пушкина. Но все – трагедии, т.е все
заканчиваются смертью, причем довольно необычной с бытовой точки зрения. Если
бы скупого рыцаря убил сын на почве внезапно возникшей неприязни, все было бы
понятно. Или если бы его ограбили. А тут… приехал, поговорил и сам помер. От
чего помер? То ли от инфаркта… Способ зарабатывать денег у него нервный, плюс
поездка. Так бы было просто воспаление, а получилось в компании с нагрузкой
(эмоциональной и физической). Так можно и естественно помереть.
А можно и неестественно. Сын деньги спустит, а кому они достанутся? А денег там
много. Плюс рыцарь при всех озвучил версию нападения сына. Если что, на него и
подумают. Это важно.
Сальери завидует Моцарту. Ладно бы деньгам завидовал или наличию какой-то
драгоценности. Все, опять же, было бы понятно. А тут опять же смерть и
непонятно почему. Два гения.. Это интереснее. А можно
примитивно. Хулиганство это противостояние нужного
фонаря и ненужного человека. Квадратный метр света от фонаря может
нужен кому-то раз в год. Но нужен. И это малая величина пользы больше
бесконечно малой. И бесконечно малой завидно. И она рывком (прямо по теории
катастроф!) становится большой отрицательной (т.е вредной).
Не выгода движет камень, а что-то другое. И оно тоже есть. И на этот уровень
можно перевести размышления о гении и злодействе. Только здесь это будет
вариант «человеческое сознание или не дотагивает»? А
между этими крайностями - сыновья деда Горького, пытающиеся
убить Максима Пешкова и видимо успешно убивающие хорошего работника
(Цыганка). Человеческая история от этого не поменяется, а вот конкретным людям
полезно знать, что так бывает.
И, наконец, Дон Гуан, который заставил меня
перечитать эти «Трагедии».
По него было тут:
https://akostina76.ucoz.ru/blog/2022-06-06-7609
Точнее про то, то для Дон Жуана-Гуана оказывается
неожиданностью, что есть что-то, которое сильнее меча.
В сказке бабушки Горького этим, которое сильнее, оказывается молитва (что
довольно естественно для верующих людей). Болтливость скупого рыцаря могла
подтолкнуть на действия. А Дон Гуан прямо сам просит
умереть. Тоже врёт, но умер же. А в сказке слова не убивают, а спасают:
Жил-был злой воевода Гордион,
Черная душа, совесть каменная;
Правду он гнал, людей истязал,
Жил во зле, словно сыч в дупле.
Пуще же всего невзлюбил Гордион
Старца Мирона-отшельника,
Тихого правды защитника,
Миру добродея бесстрашного.
Кличет воевода верного слугу,
Храброго Иванушку-Воина:
— Подь-ка, Иванко, убей старика,
Старчища Мирона кичливого!
Подь да сруби ему голову,
Подхвати ее за сиву бороду,
Принеси мне, я собак прокормлю!
Пошел Иван, послушался.
Идет Иван, горько думает:
«Не сам иду, — нужда ведет!
Знать, такая мне доля от господа».
Спрятал вострый меч Иван под полу,
Пришел, поклонился отшельнику:
— Всё ли ты здоров, честной старичок?
Как тебя, старца, господь милует?
Тут прозорливец усмехается,
Мудрыми устами говорит ему:
— Полно-ка, Иванушко, правду-то скрывать!
Господу богу — всё ведомо,
Злое и доброе — в его руке!
Знаю ведь, пошто ты пришел ко мне!
Стыдно Иванке пред отшельником,
А и боязно Ивану ослушаться.
Вынул он меч из кожаных ножон,
Вытер железо широкой полой.
— Я было, Мироне, хотел тебя убить
Так, чтобы ты и меча не видал.
Ну, а теперь — молись господу,
Молись ты ему в останний раз
За себя, за меня, за весь род людской,
А после я тебе срублю голову!..
Стал на коленки старец Мирон,
Встал он тихонько под дубок молодой,—
Дуб перед ним преклоняется.
Старец говорит, улыбаючись:
— Ой, Иван, гляди — долго ждать тебе!
Велика молитва за весь род людской!
Лучше бы сразу убить меня,
Чтобы тебе лишнего не маяться!
Тут Иван сердито прихмурился,
Тут он глупенько похвастался:
— Нет, уж коли сказано — так сказано!
Ты знай молись, я хоть век подожду!
Молится отшельник до вечера,
С вечера он молится до утренней зари,
С утренней зари он вплоть до ночи,
С лета он молится опять до весны.
Молится Мироне год за годом,
Дуб-от молодой стал до облака,
С желудя его густо лес пошел,
А святой молитве все нет конца!
Так они по сей день и держатся:
Старче все тихонько богу плачется,
Просит у бога людям помощи,
У преславной богородицы радости,
А Иван-от Воин стоит около,
Меч его давно в пыль рассыпался,
Кованы доспехи съела ржавчина,
Добрая одежа поистлела вся,
Зиму и лето гол стоит Иван,
Зной его сушит — не высушит,
Гнус ему кровь точит — не выточит,
Волки, медведи — не трогают,
Вьюги да морозы — не для него,
Сам-от он не в силе с места двинуться,
Ни руки поднять и ни слова сказать,—
Это, вишь, ему в наказанье дано:
Злого бы приказу не слушался,
За чужую совесть не
прятался!
А молитва старца за
нас, грешников,
И по сей добрый час
течет ко господу,
Яко светлая река в окиян-море!
… Естественна вера в молитву, но все вместе как-то небанально. Стандартный
вариант – люди что-то сделали и получили неприятности. «Меленькие
трагедии» - тот же набор, только не про потопы и соляные столбы, а про неочевидное.
А народные сказки как-то оптимистичнее, т.е с
результатами правильных и неправильных действий, вроде того камня с указателями
и развёрнутыми пояснениями.
На стыке этих культурных традиций и появились песни Горького, объясняющие
какие-то события, типа этой сказки (про то, что меч не всесилен) или сказки про нож (что проблемы не обязаны возникать сразу)
малым и не очень малым детям.
Для порядка упомяну и «Пир во время чумы». Тут тоже все понятно. Не важно,
какими красивыми и оригинальными словами люди объясняют свои действия (себе и
другим). В данном конкретном случае они своими
действиями пытаются присоединиться к умершим родственникам. При эпидемии надо сидеть дома, а не искать
заразу. А человеческий мозг может начать что-то придумывать, формально даже
логичное.
|