Основы динамики
Коллекция фильмов по динамике тут:
http://akostina76.ucoz.ru/load/uchebnaja_filmoteka/fizika/osnovy_dinamiki/10-1-0-175
Имеет смысл подчеркнуть, что наука не стояла на месте, а бурно развивалась в середине и второй половине 20-го века.
Например, первый реактивный двигатель появился в конце 30-х годов. А это означает, что люди ориентирующиеся на «конспекты» конца 19-го – начала 20-го века не имеют доступа к этой информации, оставаясь в схеме законов Ньютона. Законы верны, но описывают они не всё.
Из коллекции хочу выделить несколько фильмов.
«Физические основы космических полётов»:
https://www.youtube.com/watch?v=aw357HbrFuI&feature=youtu.be
… Это фильм про идеи Циолковского о том, как должен быть устроен космический корабль. Фильм пытается показать, как всё развивалось от первой идеи до реализации. Основная мысль: очень важно учитывать в своих фантазиях законы физики. Те же законы физики необходимо учитывать и при расчёте траекторий движения космических кораблей, чтобы корабль вышел на орбиту и вернулся с ней в желательное место на земле. Это всё можно точно рассчитать. С этого (с астрономии и обсчёта движения космических тел) и начиналась физика. Этими задачами определялась и её внутренняя логика и все её следствия. Подозреваю, что постоянство геополитических плит – дальний «потомок» постоянства движения Солнца, Земли и Луны, например. Задача описать как оно работает, найти константы, вывести всеобщие законы.
Во второй половине 20-го века появилось нечто новое. Это системы автоматического управления (САУ). Можно, конечно, на земле рассчитать траекторию движения космического корабля, который должен состыковаться со станцией. Но намного логичнее перейти в режим оценки отклонения имеющегося положения от желаемого и автоматической корректировки положения. Космический корабль «Буран», запущенный в 1988 году:
WiKi
… последнее, что успела сделать советская космонавтика и это отработка в практике именно этих новых систем и нового направления. Автоматика – шаг сравнимый с переходом от двигателей внутреннего сгорания к реактивным, хотя это уже даже не механика.
«Механический удар»:
https://youtu.be/xfWVXmnppFA
Интересен как попытка рассказать ребёнку то, что выходит за рамки школьной программы. Начинается он с описания разных типов деформаций (упругие и пластичные) а заканчивается картинкой волн сжатия и растяжения при ударе (волновое уравнение математической физики), хотя и не говориться что это.
В первой половине 20-го века началось и активное использование дифференциальных и интегральных уравнений. Они стали основным инструментом. Их решение позволило показать законы неочевидные или даже противоречащие интуиции. Описанный тут флаттер крыльев самолётов:
https://www.facebook.com/notes/753048748094026
… описали только в 30-х, когда у настоящих, уже собранных, самолётов начали по-настоящему отваливаться крылья при полёте.
Так и не смогла для себя точно определить можно ли считать сенсацией то, что при одном соотношении параметров что-то держится, а при другом соотношении всего лишь параметров отваливается (или это уровень: при одном соотношении масс столкнувшиеся шары едут в одном направлении, а при другом – в разные), но точно могу сказать, что решение задачи потребовало и современной практики (т.е самолётов как техники) и современного расчётного аппарата).
Всего этого нет у хранителей механико–философско-геополитических «тайный знаний» Британской Империи.
|