Паровой двигатель и координаты точек
Я хочу нарисовать паровой двигатель. Зачем мне «точки» я
пока не понимаю, а слова «координаты» не знаю.
Зато я знаю, что, если подуть в трубку с некой штуковиной внутри, её можно
оттуда выдуть. Пушки так работают. Там правда не человек дует, а порох внутри
взрывается, выделяя какой-то газ. В результате всего этого из пушки вылетает
ядро.
Вот такая у меня заготовка:
Если я буду дуть в трубку с той стороны, с которой нарисована стрелка,
квадратное ядро вылетит туда, где стрелки нет.
Но я не хочу пушку. Пушка у меня уже есть. Я хочу паровой двигатель, т.е нечто, которое будет вращать колесо.
Рисую колесо:
… и понимаю, что «ядро» у меня как-то должно быть связано с его ободом. А
заодно не понимаю, с какой стати этому «ядру» возвращаться назад. Когда я на
него подую, оно сдвинется вправо. А двигаться обратно влево ему не с чего даже
если я перестану дуть. А вот если я поменяю картинку на
такую:
… то если не дуть, это «ядро» должно сваливаться вниз под собственной тяжестью.
Так даже лучше. Я же не дуть собираюсь, а пар использовать. А пар обычно
поднимается вверх.
У меня тут нарисовано, как нарисовано, но пора хоть как-то определиться с
размерами. Ядро, точнее, поршень должен быть связан с ободом колеса. Нужен
некий стержень. Верхнее и нижнее положение всего этого выглядит так:
Тут у меня уже появились точки (выделенные синим). И понимание слово «связь».
Если поршень связан с ободом, то двигаться он по цилиндру вверх и вниз может на
величину диаметра колеса. Ни в каком другом месте он в этой конструкции
находиться не может.
Что-то мне говорит, что так работать не будет. Верх и низ помещаются, а вот в
крайнем положении стержень может вылезти на пределы цилиндра. Проверяю:
Так и есть. В крайнем положении стержень чуть задевает за бортик. Значит точек
здесь даже не две. Весь стрежень это сплошные точки. И как бы они ни двигались
при работе, они все должны при движении не вылезать за цилиндр. Мне-то проще. А
в AutoCAD-е развернула стержень на нужный угол и посмотрела, что происходит. А
без AutoCAD-а уже пора вводить двухмерную систему координат X и Y и пытаться
как-то придумать условие, при котором стержень не заденет это бортик.
Но я продолжу лениво пользоваться достижениями цивилизации и рисовать на глаз.
К тому же, таким странным методом у меня почти получилось. Я просто срежу этот
бортик на пару миллиметров.
Вот так у меня получилось:
Цилиндр чуть укоротился. Поршень тоже. Зато его крепёж к стержню перестал быть
схематичным. Вроде ничего не за что не задевает.
А теперь неплохо бы придумать, как периодически переставать дуть. Забегая
вперёд: придумаются все те же клапана впуска и выпуска газа, как и в двигателях
внутреннего сгорания. А картинка позволяет определиться с тем, где они должны
находиться. Т.е понятно, что впускной клапан должен быть ниже положения поршня
в нижней точке (иначе он его просто перекрывать будет).
Рисую его:
И выпускной выше сразу нарисовала. Понятно, что в верхней точке дуть уже не
надо. Поршню пора начинать сваливаться вниз под своей тяжестью и ничто не
должно ему мешать. Пока поршень снизу, верхняя дырка для пара закрыта, а когда о переместится вверх, она откроется.
А чего потом? А потом снизу будет ослабленный поток воздуха борющейся с весом
поршня. Кто из них пересилит – вопрос. А чтобы не думать про ответ, неплохо бы
на это время падения поршня вниз вообще перекрывать приток пара или воздуха.
Рисую рядом вторю тонкую трубку:
.. в надежде заставить там двигаться что-то, на которое указывает синяя стрелка, и которое будет
периодически перекрывать путь для входящего пара. Трубка тонкая, чтобы пар шёл
в толстую (с меньшим сопротивлением), потому что иначе он будет толкать и эту
черную точку.
Ещё одна точка в абстрактно геометрическом смысле слова. Она имеет координаты в
каждый момент времени. Ещё у всех точек есть скорость и ускорение, но это
сейчас не важно. Важно, что перекрывать вход для пара эта точка должна в тот
момент, когда поршень падает вниз. Т.е её положение должно определяться положением
точки обода колеса.
Придётся сделать эту трубку под углом и соорудить аналог… распределительного
вала, открывающего и закрывающего клапана в нужные моменты. Вот так:
Понятно, что этот стержень надо цеплять к внутреннему колесику. Движение
закрывающего клапан поршня и стержня будет такое же, как движение основного
стержня. Непонятно только, хватит ли диаметра этого внутреннего колеса для
закрывания входящей дырки. По рисунку хватает. Но чтобы ещё лучше стало, я
изменю угол входящей трубки. То, что она вверх идёт это хорошо. А вот то, что
она такая длинная это плохо. Как и у электрического проводника, сопротивление
пропорционально длине.
Вначале чуть упорядочу картинку:
Чёрное это корпус, по которому гуляет пар. Синее это колесо. Красное это
положение поршня сверху и соответствующей точки обода там же. Малинное –
аналогично снизу. А вот в середине цилиндра (зелёное) поршень
будет два раза (при движение вверх и при движении вниз). На ободе
нарисована зелёная точка движения вниз (при движении колеса против часовой
стрелки). Именно в этот момент надо перекрывать клапан, который впускает пар,
потому что выпускной клапан уже перекрыл сам поршень.
И рисую закрывашку для входящей дырки, прицепленную к ближайшей точке обода меленького колеса:
Я сразу нарисовала закрывашку и для выпускного
клапана. Она должна перекрывать выходную трубу когда поршень едет вверх. , Чтобы совсем как распределительный вал было (то один
клапан открывается, то другой).
Вроде, должно работать. Но главное тут куча точек, со своими траекториями
вызванными воздействиями и ограничениями. Например, вверх точка обода колеса
едет потому, что её толкает стержень, связанный с поршнем. А влево, потому что
колесо крутится, но остаётся целым. И двигаться этой точке обода больше некуда.
|