Приборные панели самолётов
То, что я использую:
Самолёт летит не туда, куда у него нос по авиагоризонту направлен, а туда, куда его тащит сложная физика. Первый прибор, который фиксирует происходящее – измеритель вертикальной скорости. Когда его стрелка вдруг пошла вверх или вниз (снижение), стоит обратить на это внимание.
Это вверх или вниз может быть не сразу замечено. Тогда можно посмотреть на высотомер сверху. Обычно понятно, какая должны быть высота. И можно узнать, куда и насколько унесло вверх или вниз при повороте, например. Если в результате не там где надо, можно скорректировать. Ещё при взлёте удобно смотреть на стрелку, она должна непрерывно двигаться вверх. Если она в обычной ситуации начала крутиться, что-то происходит. Сам прибор с «часами» (тысячами футов) и минутами (футами) не очень привычен. Но, какой есть.
В измерителе скорости очень удобна цветовая подсветка. Первое белое – можно выдвигать закрыли и садиться, второе белое – скорости, требующие осторожности. Понятно, под каким углом должна быть стрелка в норме. И уже потом можно вспомнить, что там значение 100.
Обороты двигателя. Они должны быть в пределах зелёного, обычно так и есть. Можно не так поиграть с заслонкой и двигатель заглохнет. В настоящем, скорее всего, это будет и слышно и видно. В симуляторе при варианте «приборная панель» винт не виден.
Авиагоризонт тут тоже есть. Опасная ситуация когда нос слишком сильно поднят. Мгновенная потеря подъемной силы. Это – один из важных приборов. Но остальные тоже важны.
А теперь представьте, что вам в обычной машине вместо стрелок оборотов двигателя и скорости засунули экран GPS навигатора, а обороты и скорость поместили в виде бегущих цифр по сторонам. Будет примерно так:
Причем GPS навигатор это хоть полезная информация. Пусть вместо него здоровенная цифра скорости (тут две цифры – крен на бок и подъем носа). Скорость – важная информация. Но она не единственная важная. При движении не нужна точность, которую показывает цифра, а данные стрелки воспринимать проще, чем цифру.
Точные цифры удобны, когда надо задать какую-то информацию. Например, курс на компасе или частоту на приёмнике. Писать удобнее цифру, а читать удобнее информацию стрелки.
На экране куча полезной информации. Её ещё и переключать можно. Но стрелки мне почему-то больше нравятся.
Второй экран такой:
Слева данные двигателя. Интересно, где остатки по двум отдельным топливным бакам… Экран для навигатора, хотя его маленькое окошко можно на предыдущем вытащить (оно там вытащено). Здесь полный набор функций навигатора (полётные планы и прочее).
Вот это подходит. А в предыдущем, по-моему, лучше нарисовать панель со стрелками. Благо графический дисплей позволяет нарисовать что угодно.
На том экране компас может показывать направление на полосу при посадке. На авиагоризонте показывается, насколько правильно идёт снижение. Рисовать ради этого большой авиагоризонт, теряя всё остальное (точнее выводя его по бокам цифрами), по-моему, странно.
p/s
На первой панели есть ещё про руль направления. Иногда надо нажимать педали. В симуляторе не возникало такой ситуации.
|