Темы сочинения
Увидела это:
https://moslenta.ru/news/city/izmeneniya-v-sochinenii-28-11-2022.htm
Он уточнил, что, начиная с этого года для итогового сочинения будут использоваться темы прошлых лет. Все они собраны в единый закрытый банк и структурированы по трем разделам: «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека», «Семья, общество, Отечество в жизни человека» и «Природа и культура в жизни человека».
… и начала прикидывать, что может быть в какой группе.
«Духовно-нравственное» слегка придавило. Но потом я поняла, что «Я – московский студент, а не Шариков» это как раз про это. Причем первое появление в «Бесприданнице» (конец 1870-х), где появляется честное купеческое слово и… нежелание Карандашева уезжать из города, потому что… понты дешёвые. Точнее установки какой-то группы, на которую он ориентируется (в этой группе надо делать так).
Нежелание Миши из офиса пристёгивать ремни безопасности это тоже ориентировка на некую группу, в которой так принято.
Интересно, что до появления какой-то корпоративной этики этого не было. С ходу вспоминается только «Я другому отдана и буду век ему верна», придуманное и внушаемое Печориным НЛП… и не работающее по его собственному утверждению.
«Семья, общество, страна». Когда с экономикой проблемы, общество появляется в виде нищего крестьянина, пришедшего в Порфирию – старшему за хлебом в долг. А в семье то же самое. Денег не получили и сыновья Порфирия. Так что семья это что-то типа фокус-группы, по которой можно судить о всем обществе.
Почему Порфирий- старший? Потому что был ещё Порфирий – младший (ровесник Разумихина). Подозреваю, что у него было какое-то начальство. Уж не знаю, страна тут или общество.
Первым провел своеобразную ревизию страны Гоголь. Чиновничья у нас страна, потому ревизии естественны. Все, что было в её экономике показано в виде тогдашнего общества – разнообразных помещиков.
А в «Детях Солнца» вся компания социальных слоёв засунута в одну квартиру (родственники, гости).
А вот с природой и культурой возникли некоторые проблемы. Их можно рассматривать как антагонистов, т.е дикие и культурные растения например, хотя это необычное понимание этих слов.
Где тут природа? Опасные горы Кавказа? Так это не столько природа сколько образ опасности. Пушкин с засУхой а также «побелевшим двором, куртинами, кровлей и забором»? Или его же «неспокойное синее море»?
Интересно, что природа и возникшая не ней культура – фундамент всего остального, но как-то он не очень виден.
Впрочем, культура как самоосознающая преемственность вылезает в «печной» Арине Петровне и ставшей «как печь» Евпраксеюшке. И конфликт там по вопросам управления т.е о том, как надо жить в этом ландшафте и в этой природе. Порфирия- старшего атаковал и устроил аппаратный саботаж не отдельный человек, а культура как минимум в третьем поколении.
Если приложить ещё одно умственное усилие, то и природа найдётся. Северная природа с малыми и нестабильными урожаями требует крупных хозяйств, иначе тут вначале невыгодно, а потом просто не живут. Но у Пушкина как-то красивее на эту природную тему)).
|