Зенит-95 (шары)
Начинаю серию о программе. Сама она тут:
https://disk.yandex.ru/d/aTYcoIJM2NZUkw
Предыдущее описание тут:
https://disk.yandex.ru/d/1vxFG2qoTC5MVw
Напомню, о чём речь. Есть много механических задач. В быту чаще всего требуется расчет прочности чего-нибудь. Подвески автомобиля, перекрытия крыши и т.д.
Основным инструментом классической механики является так называемый математический анализ. В нем любое, что надо обсчитать, становится бесконечным множеством бесконечно малых элементов. Все эти бесконечные абстракции суммируются и дают конечный ответ задачи.
Проблема только в том, что посчитать прочность конкретного кронштейна сложной формы с помощью этого инструмента не получится. Задачи из других областей как-то ещё решаются, но не эти. Потому именно для вычисления прочности начали использовать машинный расчёт. Суть сохранилась. Вся штуковина, требующая расчёта, разбивается на мелкие элементы. Они малы, но конечны. Машина позволят посчитать нужные деформации и перемещения для всех этих маленьких кубиков. Этот машинный метод называется методом конечных элементов.
Начали использовать. Быстро поняли, что все тоже самое легко распространить на все задачи математической физики (в которой три основных уравнения). Всем уравнениям нужны условия в начальный момент времени и что-то на границе. Достаточно дать возможность задавать начальные температуры с разных сторон стенки и тот же инструмент начнёт считать прогрев стенки. Считает.
Но есть задачи, где этого всего вообще не надо. За пределами уравнений математической физики куча всякой механики. Например, сталкивающиеся шары передают импульс друг другу. Тут не надо никаких конечных элементов. Считается, что шары не деформируются. Тут надо знать массы шаров и их размеры, чтобы понять, с какого момента начнётся передача импульса.
Для подобных вещей в программе есть куча всего, которое не является конечными элементами. Начну с шаров как самого понятного.
Описание движения шара к космосе:

Никакой силы гравитации тут нет. Есть единственная точка. К ней прикручен контактный шар (из группы «контактные элементы») заданного радиуса и веса. И задана его начальная скорость:

Поскольку ничего кроме этой скорости нет, он и будет двигаться равномерно и прямолинейно:
https://disk.yandex.ru/i/5xWf4As-e77AlA
Если шар стукнется о другой шар:

что-то изменится:
https://disk.yandex.ru/i/wPxsB6Cxct0twA
Примеры с шарами тут:
https://disk.yandex.ru/d/655FNLF9IxoYZg
|