До Москвы
Интересный текст про размеры валов городских стен и про Переславль-Залесский:
https://kirill-moiseev.livejournal.com/239860.html
В школьном учебнике написано, что вначале была Киевская Русь, а потом началось усиление Москвы. Без особых объяснения, что это было и почему так случилось.
Чтобы возникла Москва времён усиления, что-то должно было уже быть на этой территории. Причём не Киев и его продолжение. Конформистам при сломе системы достаётся больше всех. Хозяева по жизни половчее, они могут убежать с остатками ценного. А возникает, всё-таки, что-то новое.
Если написать на карте размеры валов, то будет так:
С Киевом и Смоленском всё понятно. Это туземная охрана при греко-варяжском товаропроводе. Переславль-Залесский и Москва находятся вдалеке от всего этого. Наверное, можно говорить о более национальной культуре, которая там существует.
Я не очень хорошо помню описанное у Гумилёва («Древняя Русь и великая степь» и «В поисках вымышленного царства»), потому пофантазирую, поищу даты и аналогии. Основание Переславля-Залесского – 1152.
988 – крещение Киева, т.е переход под покровительство Византии (200 лет до основная)
1238 – приход монголов (100 после основания).
1485 – Москва становится явным центром нового, формирующегося государства (через 300 лет).
Чего бы ещё вспомнить?
990 – насильственное крещение Новгорода. Видимо, Византийские союзники без проблем добрались до северной части общего пространства, хотя север не был так культурно близок (только экономически) .
1453 – падение Константинополя, которое скорее всего ставит вторую точку в истории южного сателлита (первую поставили монголы).
Москва с самого начала в стороне от греко-варяжских событий а мировая история 14xx-годах окончательно убирает её конкурента на территории. Уже ничего не мешает формироваться новой культуры.
А теперь про аналогии. Я не случайно вспомнила про крещение Новгорода огнём и мечом. В своё время обнаружила в Ленинградской области посёлок Радогощь:
Радогощь – языческий праздник урожая:
https://sites.google.com/site/prazdnikimitgard/home/slavanskij-vedizm/kolada/arilo/kupajla/svetovit/den-svaroga/radogos
… а место – чуть ни самое укромное даже по нынешним временам. Вдали от Волхова – т.е того самого речного торгового пути. Тут целых два естественных вопроса: Первый: Как вообще туда ухитрились залезть в древние времена? Второй: Что заставило это сделать?
Так я узнала, что крещение Новгорода добровольным не было и предположила, что часть народа смоталась из города куда подальше, раз тут столько проблем.
Самое интересное, что по-моему это наш национальный метод решения проблем. Что-то тут мешает – отойди на 100 км в сторону. Всем будут лень за тобой ехать.
Пётр I, перенося столицу из Москвы, исходил именно из этого. Основная масса оппонентов не полезет на север чтобы ему тут мешать. Так и случилось.
Про странный дом Елизаровых было тут:
https://akostina76.ucoz.ru/blog/2020-06-22-6603
Городская квартира на втором этаже могли символизировать попытку объединения города и деревни. Это могли быть народники, ходившие «в народ» добровольно или какие-то их идейные родственники. Куда же они забрались?
Куда-то сюда (деревня Середка, Медвежьегорский район):
https://kizhi.karelia.ru/architecture/russkie-zaonezhya/dom-elizarova-iz-d-seredka
Где была деревня Середка, я не знаю. Это достаточно далеко чтобы сюда особо не ездили, но и достаточно близко для того чтобы не терять контактов при необходимости. Все коммуникации возникли ещё во времена Петра.
А что было потом?
А потом крымская тематика в поэзии Блока в конце 19-го века:
https://akostina76.ucoz.ru/blog/2020-03-18-6388
в 1906-м году вдруг заменяется на какую-то северно-лесоповальную:
https://rupoem.ru/blok/solvejg-ty-pribezhala.aspx
А в 1913-м Саша Чёрный пишет «Наконец»:
https://rupoem.ru/chernyj/v-gorodskoj-sumatoxe.aspx
И… наконец))), последнее, метро Елизаровская (не важно от какого Елизарова) находится близко от Народной улицы в Петербурге:
… хотя это, как и все остальное ничего не значит)).
Но пофантазировать-то я могу)). И могу предположить, что в районе 1880 года часть сторонников Константина Романова остаётся в городах, а часть уходит куда-нибудь подальше, в деревни и на севера. Старшее поколение (современники Константина) в литературе возникают в виде Фирса (=пирс?) в «Вишневом саду». Они уже по ряду причин ничего не могут, но именно их подманивает Блок в конце 19-го века. В 1905-м году становится понятна бесперспективность этой группы. Тогда восстанавливается связь в ушедшими далеко, но и близко. К 1913-му она восстановлена и обе группы начинают взаимодействовать. А где же были рабочие? А их в России было слишком мало, хватило только ан предъявление европейцам и на поддержание весьма сомнительной версии в основном с целью идеологического объединения с международным рабочим движением.
Так это было или не так, каждый волен решать сам. Текст, всё-таки, начался с возникновения Переславля-Залесского. Допускаю, что и тогда чуть другие постепенно уходили в сторону от водного торгового пути, и постепенно формировали чуть другую культуру, к которой перешла историческая эстафета в 15-м веке. От этого, конечно, очень мало осталось. Валы остались. Наверное, остатки ландшафта в виде лесов и озёр. Думаю, что остались названия деревень, которые могут намекнуть на то, что тут происходило. А дальше… Не знаю я как дальше. Но, наверное, можно организовать что-то большое по всему Центральному Федеральному округу с привязкой исторического события к тому, что это было ИМЕННО ТУТ, хотя сейчас тут слева заправка цветов заправки, справа что-то, обшитое сайдиногом а внизу асфальт.
Информация это сумма знаний и картинки перед глазами. Раз мало картинки, то должно быть много знаний.
|