Петроглифы возле Иссык-Куля и сказки
Про петроглифы тут:
https://bay-horse.livejournal.com/60373.html
А это слова «экскурсовода», объясняющего что на картинках:
5. Токсарид. Выслушай же меня, почтеннейший, и посмотри, насколько мы, варвары, судим о хороших людях правильнее, чем вы. В Аргосе или Микенах, например, нельзя увидеть славной могилы Ореста или Пилада, а у нас вам покажут храм, посвященный им обоим, ибо они были соратниками. Им приносят жертвы, и они получают все прочие почести; а то, что они были не скифами, но чужестранцами, совсем не мешает нам считать их доблестными людьми. Мы ведь не наводим справок, откуда родом прекрасные и доблестные люди, и не относимся к ним с пренебрежением, если они совершат какой-нибудь добрый поступок, не будучи нашими друзьями. Восхваляя их деяния, мы считаем таких людей своими близкими на основании их поступков. Более же всего в этих людях вызывает наше удивление и похвалу то, что они, по нашему мнению, являются наилучшими друзьями из всех людей и могут стать законодателями в делах о том, как нужно делить с друзьями превратности судьбы и как быть в почете у лучших скифов.
6. Наши предки написали на медной доске все то, что друзья претерпели оба вместе или один за другого, и пожертвовали ее в храм Ореста, издав закон, чтобы началом учения и воспитания служила эта доска: дети должны были заучивать то, что на ней написано. И вот — ребенок скорее позабудет имя отца, чем деяния Ореста и Пилада. Кроме того, все, что написано на медной доске, изображено было на храмовой ограде в картинах, созданных еще в древние времена: Орест, плывущий вместе со своим другом, затем его пленение, после того как корабль разбился об утесы, и приготовления к закланию Ореста. Тут же изображена Ифигения, готовая поразить жертву. Против этих картин, на другой стене, Орест нарисован уже освободившимся из оков и убивающим Фоанта и множество других скифов, и, наконец, отплывающим вместе с Ифигенией и богиней. Вот скифы хватаются за плывущий уже корабль: они висят на руле, стараются взобраться на судно. Наконец изображено, как скифы, ничего не добившись, плывут обратно к берегу, одни — покрытые ранами, другие — боясь их получить. Тут каждый может увидеть, какую привязанность выказывали друзья в схватке со скифами. Художник изобразил, как каждый из них, не заботясь об угрожающем ему неприятеле, отражает врагов, нападающих на товарища. Каждый бросается навстречу вражеским стрелам и готов умереть за друга, приняв своим телом направленный на другого удар.
(из ЛУКИАН САМОСАТСКИЙ, Токсарид, или дружба)
Это, конечно, не про те петроглифы. Зато хорошее описание того как передавалась информация от поколения поколению. Письменность какая-то с определенного момента была, но дополнительно были ещё и картинки. Скорее всего до появления письменности заучивали описание того, что нарисовано.
Примерно также от поколения поколению передаются сказки и былины. Их просто рассказывали детям, а те потом своим детям. Всякие Ильи Муромцы предположительно 8-10 века благополучно сохранились в таких сказках тысячу лет.
Видимо поэтому в своё время ходили по деревням и собирали такие сказки. Здесь, например:
http://akostina76.ucoz.ru/load/2-1-0-12
… можно скачать коллекцию собранного в Сибири. Столетия информация хранится без проблем, а вот более древнего похоже не сохранилось. Потому похоже, что значение петроглифов, увы, узнать неоткуда. А думать, что это всё кто-то от безделья рисовал, по-моему странно. Скорее всего, там что-то конкретное изображено, но неизвестно что.
|